На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Острогорский Виктор Петрович (1840-1902 гг.)



Русский педагог, методист, литератор, общественный деятель. Родился 16 февраля 1840 г в Санкт-Петербурге. В 18 лет ,в 1858

Году окончил третью Санкт-Петербургскую гимназию. Учась на филологическом факультете Петербургского университета, В.П. Острогорский вместе с товарищами основал первое в Петербурге бесплатное Василеостровское воскресное училище. За участие в студенческих волнениях будущий педагог был отчислен из университета, но впоследствии закончил его экстерном.

По окончании университета(1862) он работал учителем словесности в столичных гимназиях и на женских педагогических курсах. Виктор Петрович вел большую просветительскую работу, активно выступал в защиту женского образования.

Многие годы жизни и активной педагогической деятельности связывали В.П. Острогорского с г. Валдаем Новгородской губернии. Он ежегодно на лето приезжал в этот город, а в 1892 году приобрел здесь небольшой дом с садом.

Живя в Валдае, в одном из беднейших тогда городов, Виктор Петрович видел, в каком жалком состоянии находились валдайские училища. На три с половиной тысячи жителей Валдая в городе существовало лишь два училища - трехклассное для мальчиков и двухклассное для девочек. Высокая плата за обучение, отсутствие средств на приобретение форменной одежды и учебных принадлежностей лишали многих детей возможности посещать эти учебные заведения. Восемьдесят пять детей в городе ежегодно оставались вне школы.

7 января 1896 года Острогорский открыл в своем доме бесплатную школу на 25 человек. Открытая школа соответствовала двухклассному сельскому училищу. Но вместить всех желающих школа, расположенная в доме, где жила семья В.П. Острогорского не могла. В 1899 году педагог купил каменный дом в центре города, в который и была переведена школа.

Виктор Петрович следил за системой обучения в школе, большое значение придавал трудовому воспитанию, обучению ремеслам. При школе были организованы мастерские, где девочки занимались шитьем и вязанием, а мальчики обучались сапожному ремеслу и переплетному делу. Были созданы детская и учительская библиотеки. На уроках истории, географии, естествознания применялись наглядные пособия.

В мае 1900 года в здании школы была открыта давно задуманная В.П. Острогорским бесплатная библиотека-читальня имени А.С. Пушкина, для которой он пожертвовал много книг. По инициативе педагога в Валдае была открыта бесплатная воскресная школа. В октябре 1901 года по его предложению было создано общество попечения о бесплатной школе в Валдае.

В.П. Острогорский выступал и как лектор-методист на учительских земских курсах.

Основная заслуга Острогорского как методиста в том, что в процессе преподавания он большое внимание уделял этико-эстетическому воспитанию и развитию творческой самостоятельности учащихся. Особое значение Виктор Петрович придавал эмоциональному восприятию художественного произведения и формированию эстетических вкусов учащихся. Но работа над отдельными произведениями, по мнению Острогорского, должна быть подчинена усвоению систематического курса теории и истории литературы. Он разработал программу и методику обучения выразительному чтению, которое наряде с заучиванием наизусть он считал одним из условий успешного преподавания литературы и которое органически связывал с анализом художественных произведений и изучением теории литературы. Острогорский подчеркивал, что более глубокому восприятию и пониманию произведений способствует знакомство учащихся с личностью писателя, его биографией. Занятия по литературе в классе Виктор Петрович сочетал с внеклассными занятиями( чтением, работой кружков) и посещением театров и музеев. Острогорский разработал систему литературного образования от начального до выпускного класса, выступал против схоластики и чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с новейшей и современной русской и зарубежной литературой.

В.П. Острогорский - автор рассказов для детей, литературно-критических работ, посвященных творчеству Лермонтова, гоголя, С. Аксакова, Гончарова. Он - один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева, Помяловского.

В.П. Острогорский был также редактором журналов "Детское чтение (1877-84), "Дело" (1883-84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир божий" (1892-1902).

Сочинения В.П. Острогорского: Письма об эстетическом воспитании, 3 изд., М., 1908; Этюды о русских писателях. Очерки Пушкинской Руси, кню5, СПб, 1909; Из мира великих преданий, 12 изд., СПб, 1911; Руководство к чтению поэтических сочинений, 5 изд., СПб, 1911; Русские писатели, как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу, 7 изд., СПб, 1913; Хорошие люди, 6 изд., М., 1913 ; Беседы о преподавании словесности, 4 изд., СПб., 1913; Русские педагогические деятели, 3 изд., М., 1914 (совместно с Д. Семеновым); Выразительное чтение, 8 изд., М., 1916.
 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ