На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Туфанов Александр Васильевич (1977-1941 гг.)

Поэт, теоретик искусства. Сын крестьянина Архангельской губернии, считал себя потомком новгородских ушкуйников. Окончил Тотемскую учительскую семинарию, в 1900 году- Петербургский учительский институт. Был зачислен вольнослушателем в Петербургский университет, но завершить там образование Туфанову не удалось. В 1902 году он был привлечен к суду за распространение нелегальной литературы. В 1907 году был арестован вторично по обвинению в революционной агитации. В общей сложности в одиночном заключении он пробыл около полутора лет в семи столичных и провинциальных местах заключения, один раз пересылался этапным порядком и два раза был под надзором полиции. В промежутке между двумя арестами Туфанов начал литературно-репортерскую деятельность: в 1905 году в газете «Сын Отечества» появились его театральные рецензии и судебно-политическая хроника. Затем Туфанов, не порывая с литературной, переключился на педагогическую работу.

Стал обучать глухонемых, а в 1913 году «задумал опрокинуть весь школьный строй» (Автобиография. – РО ИРЛИ). Будучи редактором журнала «Обновление школы», он отринул классическую педагогику и, провозгласив все учебники аннулированными, стал утверждать метод обучения «путем непосредственного чтения» Тем не менее гордился своей первой книгой: «Практическое руководство к лабораторным занятиям в 1-ый год обучения детей арифметике и геометрии» (1914). Свои стихи впервые опубликовал в студенческом журнале «Северный Гусляр» в 1915 году.

После Октябрьской революции А.В. Туфанов был секретарем анархической газеты «Вольный плуг». С 1919 года жил в Архангельске и публиковался в бойскаутских и белогвардейских изданиях (Газеты «Тотем говорит», «Возрождение Севера»). Затем переехал в Галич, где заведовал школьно-лекционной секцией Политпросвета. В это время формируется основы его философско-эстетической концепции, которую он попытался претворить после возвращения в Петроград в 1922 году. Сначала он примыкает к возглавляемой художником М, Матюшиным группе «Зорвед» («Зоркое ведание»), провозглашавшей принцип «Расширенного восприятия пространства и времени». В 1925 году он создает свою творческую организацию «Орден заумников DSO», а затем – «Левый фланг» при Ленинградском Союзе поэтов, где активную роль начинали играть Д. Хармс и А. Введенский. Испытав на себе явное влияние Туфанова как теоретика и поэта, они те не менее в 1926 году из объединения выходят и затем создают ОБЭРИУ(Объединение реального искусства). Их учитель остается в одиночестве.

В общем плане свою духовно-интеллектуальную эволюцию Туфанов определял как переход от идей экономического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, а также философии Гегеля – к индивидуалистическим концепциям, которые «помогли выработать Штирнер, Ницше, Шопенгауэр, а также лучшие творения символистов: Малларме, Бодлера, Э.По, Метерлинка, Бальмонта и Брюсова» ( Автобиография. – РО ИРЛИ). Такой переход был обозначен в первой книге стихов и прозы Туфанова «Эолова арфа» (1917) Там Туфанов призывал к демократизации искусства через освобождение в человеке интуитивного начала и называл этот процесс «акмеизмом в жизни и театральностью в искусстве».

В то же время Туфанов провозглашал возвращение к «недумающей природе». В статье «освобождение жизни и искусства от литературы» («Красный студент» -1923 - №№ 7-8) он проповедовал теорию опрощения как высший синтез жизни и искусства и утверждал основные принципы того направления в художественном творчестве, которое на Западе в 1950-е гг. обретает название «поп-арт». Правда, сам Туфанов его называл традиционно - «заумь». Тогда же вышла его статья «Ритмика и метрика частушек при напевном строе» (Красный журнал для всех –1923- №№7,8), где туфановская теория «зауми» выводилась из поэтики фольклора. Реализовать свою теоретическую заявку художественно Туфанов попытался в книге «К зауми. Фонетическая музыка и функции согласных фонем»(1924), где помимо таблицы речезвуков, демонстрировавшей пространственно-графический эквивалент каждого согласного в русской речи, содержались и образцы новой поэзии: «фоническая музыка», основанная на композиции фонем вне семантического значения слова(«Весна»: «Сиинь соон сиий селле соонг….» и.т.д.). Следуя здесь традиции В. Хлебникова ( после его смерти Туфанов провозгласил себя «Велемиром Вторым» и «Председателем Земного Шара Зауми»), Туфанов фактически ограничил заумь собственно эстетическими задачами. Хотя и упоминал в своих статьях и декларациях имена многих философов и ученых: А. Бергсона, А. Эйнштейна, В. Вундта, Н. Марра и др.

Как поэт Туфанов претерпел ощутимую эволюцию. Включенные в «Эолову арфу» стихи, написанные в самых разных формах (глосса, рондо, акростих, канцона, газелла и др.), выдавали автора как эпигона символистов, усвоившего кое-что от Игоря Северянина. Вошедший в книгу «К зауми…» «стихотворный поп-арт» напоминал опыты а, крученых, он не выходил за рамки эксперимента. Наивысшим достижением Туфанова-поэта стала поэма «Ушкуйники» (1927, авторское обозначение жанра – «фрагменты поэмы»).

Построена она на единении двух языковых пластов – современного и древнеязыческого, что придавало стиху особую экспрессию. А пафос произведения, появившегося в юбилейный для Октябрьской революции год, ярче всего был выражен в строках: «Ново-града вольница, / Буйная застольница,/ Коли власть не ко двору, / Выйдем с кличем: - К топору!» Когда в 1931 году вместе с группой работников ленинградского отделения Детгиза Туфанов был арестован ОГПУ по обвинению в контрреволюционном заговоре, он признал, что «вся поэма, написанная методами и приемами поэтической зауми, переключает современную советскую действительность на XV век, на эпоху борьбы Вольного Новгорода с Москвой, причем под дружиной «новгородских ушкуйников» мною подразумевается белая армия, а под Москвою XV века - Красная Москва, Москва Ленина и большевиков» (Протоколы допроса А.В. Туфанова// Октябрь. – 1991 –№ 11).В отличии от других арестованных Туфанов был наказан сурово: «Заключение в концлагере сроком на 5 лет». Он отбывал срок в Темниковском исправительно-трудовом лагере, после освобождения по инвалидности с 1933 по 1936 г. жил в Орле. Занимался там переводами.

В 1936 году ему было разрешено переехать в Новгород, на родину предков.

16 февраля 1937 года Туфанов был принят на должность лаборанта кафедры педагогики в учительский институт. Продолжал заниматься изучением фольклора. Проживал он в Новгороде без прописки, снимая комнатушку у хозяина дома Игнатова по Знаменскому переулку, дом №2, что на Торговой стороне вблизи от Знаменского собора. Александр Васильевич активно включился в работу педагогического кабинета кафедры, он занимался подготовкой выставок, юбилеев, подбором учебной и методической литературы студентам. Являлся старосто й политкружка, активно посещая все занятия. Не оставлял литературных занятий, исследовал в музейной библиотеке историческую литературу. Из архивных документов Новгородского государственного учительского института явствует, что Туфанов поступил в аспирантуру Ленинградского государственного университета(филологический факультет, заочное отделение), ездил сдавать экзамены по кандидатскому минимум, брал отпуск для занятий в библиотеке им. Салтыкова_Щедрина, в библиотеке ЛГУ, готовился к работе над диссертацией по древнерусской литературе, защита которой полагалась на конец 1940 года. Последний документ архивного «Личного дела» А.Туфанова датируется декабрем 1940 года. На этом следы поэта теряются. Об обстоятельствах смерти Туфанова достоверных сведений нет.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ