На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Александр Иванович Анисимов (1877-1932гг.)

Родился в Петербурге в 1877 году в семье земских деятелей. После окончания исторического факультета Московского университета в 1904 году переехал в Новгород и начал свою преподавательскую деятельность в мужской учительской семинарии.

Александр Иванович был блестящим лектором. Он прекрасно знал историю мирового искусства и знакомил своих воспитанников с памятниками Египта, Древней Греции, Византии. Он постоянно показывал будущим учителям замечательные памятники древнего новгородского искусства, возил их в Петербург и другие города, учил любить родной край, свою Россию.

В 1913 году ему удалось устроить в семинарии шестинедельные курсы для 220 учащихся земских и министерских школ нескольких уездов и сам разработал программу. Александр Иванович пригласил для чтения лекций видных педагогов из Петербургского университета: известного археолога А.А. Спицына, который вел раскопки жальников, курганов, сопок в Новгородской губернии, приват-доцента Б.Д. Грекова - большого знатока древней новгородской истории, преподавателя литературы А. Громова. Сам Анисимов знакомил учащихся с историей византийского и новгородского искусства. Работая и живя в Новгороде, Анисимов, человек, увлеченный и образованный, не мог не заинтересоваться историческим прошлым города, его памятниками архитектуры и живописи.

В 1908 году Александр Иванович стал членом Новгородского общества любителей древности, и именно это определило основные направления его будущей деятельности и дальнейшую судьбу.

В 1909 году он вошел в состав комиссии, созданной для наблюдения за раскрытием фресок в церкви Федора Стратилата на Торговой стороне. Реставрировал фрески известный московский специалист П.И. Юкин, с которым Анисимов сотрудничал и в последующие годы. Финансировал работы новгородский купец Л.И. Стальнов. Реставрационное дело увлекает Анисимова и постепенно он постигает тайны этого сложного искусства.

Избранный в 1909 году в Предварительный комитет по подготовке XV археологического съезда, который состоялся в Новгороде в 1911 году, Александр Иванович объезжает ряд уездов Новгородской губернии, обследует 347 памятников архитектуры- монастыри, приходские храмы, усадьбы. К съезду готовится историко-археологическая выставка, и члены Комитета, в том числе и Анисимов, собирают для этой выставки экспонаты. Открытая к съезду экспозиция составила основу устроенного позднее в Епархиальном доме музея древнерусского искусства – Древлехранилища. В 1911 году Анисимов издает каталог этой выставки. В годы, предшествующие съезду, у Александра Ивановича сформировался серьезный интерес к музейному делу и вопросам охраны памятников старины. Не случайно в 1911 году его включили в Комиссию по управлению музеем, основанным при губернском Статистическом комитете.

Плодотворным направлением в деятельности Анисимова как члена Общества любителей древности и как большого знатока искусства Новгорода была экскурсионная и лекторская работа. Читал он лекции в основанной Обществом в 1911 году школе гидов. Предлагал организовать курсы для учителей народных школ по подготовке и проведению экскурсий.

Проживание в Новгороде, знакомство с такими видными учеными-историками, археологами, как С.Ф. Платонов, Б.Д. Греков, Н.В. Покровский, А.А. Спицын, которые постоянно приезжали в Новгород, читали лекции в различных аудиториях по приглашению Общества любителей древности, пробудили у молодого преподавателя истории глубокий интерес к научной и исследовательской работе. Первые свои научные доклады Анисимов прочел на заседании Обществ и на XV Археологическом съезде.

После того, как в 1914 в московском журнале «София» были напечатаны его «Этюды о новгородской иконописи», написанные после расчистки двух новгородских икон «Молящиеся новгородцы» и «Битва новгородцев с суздальцами», Анисимов получил признание как большой знаток древнего новгородского искусства .

В 1916 году Александр Иванович покидает Новгород и переезжает в Петергоф, а в 1918 году принимает приглашение известного художника , организатора музейного и реставрационного дела в России И.Э. Грабаря и начинает работать в Москве в Коллегии по делам музеев и охраны старины, созданной при Народном Комиссариате Просвещения РСФСР. С 1918 года он вместе с Грабарем организует и возглавляет работу Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, позднее, в 1924 году преобразованную в Центральные Государственные реставрационные мастерские. Одновременно с 1921 по 1929 годы он заведует отделом церковных древностей в Историческом музее в Москве. Руководит секцией древнерусского искусства в Московском Институте историко-художественных изысканий и музееведения. Постоянно ездит в Ярославль для чтения лекций в университете и за свою преподавательскую деятельность удостаивается звания профессора. Успевает читать лекции в Московском народном университете и Вхутемасе –Высших художественно-технических мастерских.

Анисимов организует экспедиции и много ездит по России, занимаясь обследованием и охраной памятников древнерусского искусства. Не забывает он и ставший для него родным Новгород. В 1920-е годы он руководит работами по укреплению и расчистке фресковой росписи в церквах Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве и Рождества Христова. Регулярно на заседаниях НОЛД Александр Иванович отчитывается о результатах работы Московской реставрационной экспедиции в Новгороде. А в Москве под руководством Анисимова ведется расчистка древнейших, особо почитаемых на Руси икон «Богоматерь Владимирская», «Устюжское Благовещение», «Ангел златые власы» и другие. Анисимов занимается изучением иконописи XI-XП вв., и в результате появляется его обобщающий труд «Домонгольский период древнерусской живописи», в котором он раскрывает ее византийские истоки и особенности формирования русских иконописных традиций. Наиболее чтимой на Руси чудотворной иконе, с которой связано много исторических событий, он посвятил монографию «Владимирская икона Божьей Матери», изданной на русском и английском языках в Праге.

В сентябре 1929 года Анисимов был арестован. И это в момент его наивысшего творческого подъема и огромных планов на будущее, которым не суждено было осуществиться. Жизнь ученого оборвалась в 1932 году в застенках сталинских лагерей.

Имя его долго замалчивалось. Возродил его из небытия доктор искусствоведения Герольд Иванович Вздорнов. Он собрал и опубликовал наиболее интересные труды ученого и посвятил ему статью, напечатанную в журнале «Советское искусствознание» за 1984 год. Выдающийся русский художник Б.М. Кустодиев написал замечательный портрет Александра Ивановича на фоне древнерусской архитектуры. Портрет создавался в новгородский период жизни Анисимова – в 1915 году. Умное, красивое, волевое лицо русского интеллигента.

Таким - непреклонным и до конца преданным своему делу, был этот человек, который оставил в Новгороде частицу своей души.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ