На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882-1960гг)

Посвятил себя очень важному и благородному делу народного образования.

Выпускник Александровской Новгородской мужской гимназии. Продолжил свое обучение на историко-филологическом факультете Петербургского университета. По окончании университета в 1906 году работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Одновременно преподавал историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда( в 1918-20гг. в училище Путиловского завода. В 1929-25 гг. возглавлял «Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» (известный под названием «Школа- коммунизма им Ф.М. Достоевского», ШКИД). В 1925-28 гг. Виктор Николаевич был директором школы для трудных подростков и одновременно методистом ЛГПИ имени А.И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми. Он преподавал в классах для трудновоспитуемых детей при Торфяном техникуме, в средних школах Ленинграда (до 1942 и после 1948). С 1942 года в эвакуации преподавал в Горно-Алтайском педагогическом училище, в Пржевальском педагогическом институте.

Теоретически обосновал и апробировал на практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников Сорока-Росинский относил к одаренным натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей Сорока-Росинский предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Главным в воспитательно-учебном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Он широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки, журналистское творчество, соревнования. Опыт создания в ШКИД единого коллектива (школы-общины) педагогов и воспитанников – обогащавших друг друга индивидуальностей, В.Н. Сорока-Росинский обобщил в работах (не опубликованных): «Лекции по коллективной педагогике», «Учение о строении и развитии школьных коллективов», «Введение в коллективную педагогику». К основным стадиям формирования коллектива он относил сборище, стадность, организованный самостоятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.

Анализируя проблему наказания в воспитании, Сорока-Росинский пришел к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Самовоспитанию Сорока-Росинский всегда придавал большое значение, еще в работе «Психология и самовоспитание»(1907 год) и ставил вопрос о создании специальной науки –автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность.

Он одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). К сожалению. из-за расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими инстанциями В.Н. Сорока-Росинский вынужден был покинуть ШКИД. Многие его выпускники стали журналистами, учеными, писателями. Виктор Николаевич послужил прообразом главного героя книги, написанной его воспитанником Л. Пантелеевым «Республика ШКИД».

В.Н. Сорока –Росинский написал воспоминания «Школа имени Достоевского» (не оконченные), в которых объективно показал жизнь ШКИД.

Он исследовал также проблемы создания русской школы как национального феномена.

Со второй половины 30-х годов В.Н. Сорока- Рссинский занимался вопросами методики преподавания русского языка и литературы, изучением русского языка в нерусских школах.

Подготовил книги «Построение и ведение урока русского языка в средних классах», «Обучение выразительному чтению в средних классах», проспект учебника грамматики ( не опубликован).

Большинство рукописей В.Н. Сороки-Росинского погибли в эвакуации или были утрачены позднее.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ