На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Григорий (диакон, ? - ?)

Остромирово Евангелие – один из древнейших памятников церковно-славянской письменности и древнейший памятник русской редакции. Писано в 1056-1957 гг. для новгородского посадника Остромира ( в крещении Иосифа) диаконом Григорием. Остромирово Евангелие – отлично сохранившаяся пергаменная рукопись красивого письма ( длина 8 вршк, ширина немного менее 7 вершк) на 294 листах, из которых на трех помещены живописные изображения евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Евангельский текст писан в два столбца по 18 строк в каждом, крупным уставом; средним уставом писаны оглавления Евангельских чтений и календарь, мелким – послесловие.

Остромирово Евангелие – апракос (недельное); Евангельские чтение расположены в нем по неделям, начиная с Пасхи. Надпись «Евангельское Софийское апракос», указывает на то, что Остромирово Евагнелие принадлежало новгородскому Софийскому собору.

Около 1700 года оно хранилось в Воскресенской ризнице мастерской Оружейной палаты; в 1720 году было вытребовано в Санкт-Петербург и в 1806 году было найдено Я.В. Дружининым в покоях Екатерины П.

Александр I повелел хранить его в Императорской публичной библиотеке. Первое известие в печати об Остромировом Евангелии появилось в журнале «Лицей» (1806 год, часть П ).

С 1814 года Остромирово Евангелие стал изучать Востоков.

До издания Остромирова Евангелия источниками для изучения церковно-славянского языка были Сборник Клоца, изданный Копитаром и Фрейзингенские статьи.

В вышедшем в 1820 году знаменитом «Рассуждении о славянском языке» Востоков впервые привлек к изучению филологические данные Остромирова Евангелия и уяснил, руководствуясь им, значение юсов в древне-церковном славянском языке.

Оригинал Остромирова Евангелия, по всей вероятности, был юго- славянского происхождения. Русский переписчик отнесся к своему труду с замечательной аккуратностью; этим объясняется большая выдержанность правописания памятника, которые Григорий старался сохранить.

Миниатюры, изображающие апостолов, принадлежат, скорее всего, руке приезжего грека, они не вклеены, а исполнены на том же пергамене, что и само Остромирово Евангелие. Художник усвоил и внес в свои изображения технику так называемой инкрустированной эмали, бывшей тогда в исключительном употреблении в Византии; быть может, эти миниатюры- только копии византийских миниатюр. Переписчику, а не художнику, принадлежит исполнение ряда заставок и многочисленных заглавных букв.

В первый раз Остромирово Евангелие было издано Востоковым по поручению Академии наук в Санкт-Петербурге в 1843 году «Остромирово Евангелие с приложением греческого текста Евангелий и грамматических объяснений».

Два факсимилированных издания «Остромирово Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке» было осуществлено И. Савинковым в 1883 и 1889гг.

О языках Остромирова Евангелия писали: Востоков, И.И. Срезневский и М.М. Козловский, А.А. Шахматов, В.И. Щепкин.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ