На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Бородин Александр Парфеньевич (1848 – 1898гг.)

Русский инженер и ученый в области железнодорожного транспорта.

Родился в Новгороде, в дворянской семье. В конце 1850-х – начале 1860-х учился в Александровской мужской новгородской гимназии. В 1870 году окончил Петербургский технологический институт, а в 1872 году – институт путей сообщения. С 1872 года был заведующим подвижным составом и водоснабжением на Ряжско-Вяземской железной дороге, с 1874 года – управляющий Киевско-Брестской железной дорогой. С 1879 по 1896 гг.- главный инженер службы подвижного состава, тяги и мастерских Юго-Западных железных дорог.

Деятельность Бородина, протекавшая после подъема железнодорожного строительства в России в конце 1860-х –начале 1870-х гг. способствовала независимому техническому развитию русского железнодорожного дела. Его работы оказали существенное влияние на развитие железнодорожного транспорта в 1890-х гг., когда в России осуществлялось усиленное железнодорожное строительство.

В 1879 году А.П. Бородин впервые в России организовал на Юго-Западных железных дорогах механические и химические лаборатории для воды, топлива, смазочных масел и др. материалов, применяемых службой подвижного состава. В 1881 году Бородиным на базе Киевских мастерских была создана первая в мире паровозная лаборатория, в которой он разработал методику испытаний паровозов в стационарных условиях. Идеи Александра Парфеньевича получили дальнейшее развитие в организации паровозоиспытательных станций . Вместе с инженером Л.М. Леви он разработал методику линейных испытаний паровозов. Результаты работы паровозной лаборатории А.П. Бородина нашли широкое освещение в зарубежной печати и в дальнейшем использовались за границей, часто без ссылок на первоисточники. Важное значение имели в свое время проведенные Бородиным в его паровозной лаборатории испытания паровозов с машиной компаунд. Бородин выдвинул идею о применении принципа двойного расширения пара в машинах (принципа компаунд) к паровозам еще будучи студентом Института путей сообщения. В 1880- 83 гг. Бородин впервые в мире тщательно изучил работу машин компаунд в паровозах, проведя помимо теоретических исследований, лабораторные и линейные испытания паровозов компаунд. Бородин обосновал целесообразность перехода к системе 4-хцилиндровых паровозов тандем-компаунд. В 1885 году по проекту Бородина был построен первый такой паровоз, в последующие годы Бородин и Леви продолжали совершенствовать эта систему паровозов. Русские паровозы этого типа послужили образцом для паровозов подобной конструкции за границей, в частности, в США. В 1896 году А.П. Бородин выдвинул идею применения конденсации пара на паровозах, указывал, что осуществление ее дало бы большую экономию топлива, упростило бы вопросы водоснабжения и мн. другое.

Много внимания Александр Парфеньевич уделял улучшению вагонного парка.

Бородин принимал активное участие в работах русского технического общества, неоднократно избирался председателем совещательных съездов инженеров службы русских железных дорог.

Бородин являлся одним из основателей журнала «Инженер» (1882г.), печатного органа передовой научно-технической мысли того времени.

Русское техническое общество учредило золотую медаль имени А.П. Бородина за лучшие изобретения и исследования в области железнодорожного транспорта.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ