На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Болховитинов Евфимий Алексеевич (1767-1837 гг.)

Сын священника Воронежской Входоерусалимской церкви. Образование получил в Воронежской семинарии и Московской духовной академии. С 1788 по 1799 годы Болховитинов преподавал в Воронежской семинарии, где им был создан литературный кружок, где он начал собирать материалы о древностях и святынях Воронежской земли, составившее затем «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».Тогда же им было написано «Полное описание жизни святителя Тихона Задонского».

В 1800 году Болховитинов уехал в Петербург, принял постриг в Александро- Невской лавре под именем Евгения, становится архимандритом, настоятелем затерянного в глуши тихвинских лесов Зеленецкого монастыря, назначается префектом Петербургской духовной академии, преподает там философию, высшее красноречие, затем богословие и историю. Выполняя еще множество других служебных дел, он не забывал своих любимых исторических поисков: работа в Академической библиотеке, изучение книг и рукописей, копирование некоторых наиболее интересных, ценных и неизвестных науке документов. Всячески поддерживал и поощрял эти занятия ученого префекта глава Петербургской епархии, митрополит Амвросий (Подобедов).

В 1802 году появился труд Евгения Болховитинова «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии», в 1803 году был издан «Церковный календарь или полный месяцеслов». Петербургские труды стали важнейшим звеном в ряду последующих исследований - церковно- исторических, археологических, филологических и прочих.

В 1804 году о. Евгений назначен епископом Старорусским и викарием Новгородским. Четырехлетнее пребывание в Новгороде становится решающим этапом в его жизни и научной деятельности. К серьезной работе здесь располагало спокойная, неторопливая, размеренная жизнь провинциального города, обладавшего богатой историей. Болховитинова в Новгороде не могли не заинтересовать местные древности и прежде всего, библиотека Софийского собора, богатая уникальными древними рукописями, многие из которых были тогда еще не известны ученым, не разобраны, не описаны.

Внимательные поиски древних письменных памятников приве5ли о. Евгения к ряду важных открытий, среди которых особое место занимает грамота новгородских князей Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю (ок.1130 года.). Впервые текст Мстиславовой грамоты опубликовал академик Н.Я. Озерецковский, которому во время путешествия по Новгородской губернии, Болховитинов показал грамоту.

И лишь в 1818 году появляется исторический разбор этого документа с примечаниями о.Евгения – одно из первых источниковедческих исследований памятников древнерусской письменности.

По заданию и под руководством викария Евгения в 1808 году было составлено полное описание Софийского собора: страницы истории главной новгородской святыни, ее украшений, богатств, захоронений, крестных ходов, праздников, перечень всех епархиальных архиереев новгородских.

К описанию были приложены списки 11 грамот, относящихся к истории Софийского собора. Этой рукописью пользовались все исследователи новгородских древностей в XIX веке, а опубликована она была лишь в нач.ХХ века. В Новгороде Болховитинов устраивал даже археологические раскопки. С именем о. Евгения связана и первая в исторической литературе о глубине культурного слоя: «В самом Новгороде она очевидно приметна на Торговой стороне по набережным местам, инде аршин восемь или девять должно копать до материка».

На основе собранного материала Болховитинов написал: «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1807 год). Ставя задачу показать прошлое величие Новгорода, автор избрал форму передачи исторического материала в виде бесед нескольких лиц.

С первых дней пребывания в Новгороде Болховитинов принял деятельное участие в журнале «Друг просвещения»(1804-1806 гг.). Там были помещены его статьи о новгородском архиепископе Геннадии, первом епископе Новгорода Иоакиме и других церковных деятелях.

Впоследствии эти материалы были включены в «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви»,изданный в 1818 году.

В Новгороде о. Евгений также собрал материал для «Словаря русских светских писателей», изданный в 1845 году после смерти о. Евгения. Работа над словарем способствовала личному знакомству Болховитинова с Г. Р. Державиным, который летние месяцы проводил в новгородском имении Званка. Обмен визитами повлек за собой многолетнюю переписку, которая не прекращалась до самой смерти поэта.

В Новгороде осуществлялась работа о. Евгения по составлению большого труда по истории русской церкви под руководством митрополита Амвросия (Орнатского) – «История русской иерархии». Судя по всему, Болховитинов был не столько составителем, сколько главным редактором и автором многих статей первого обобщающего труда по истории русской церкви и свода всех российских монастырей.

Тогда же был начат о.Евгением и еще один труд –«История славяно-русской церкви от начала оной до настоящего времени», так и незавершенной автором (сохранилась рукопись в трех экземплярах).

Болховитинов являлся членом многих ученых обществ, в том числе с 1806 года, Российской Академии, но наибольшее значение для его ученой деятельности имело его участие в работе Московского общества древностей российских, членом которого он стал в 1811 году. Регулярно о. Евгений предоставлял для публикаций обнаруженные им редкие документы, принимал участие в трудах общества.

Последние пятнадцать лет жизни и деятельности о. Евгения прошли в Киеве, где он не оставлял исторических и археологических исследований, составил полное описание Киево-Софийского собора и киевской иерархии в Киево-Печерской лавре.

Умер митрополит Евгений 23 февраля 1837 года.

Его бумаги, книги были переданы Киево- Софийскому собору, консистории, семинарии, а сам он погребен в Сретенском приделе Софийского собора в Киеве.

Очень хочется верить, что судьба и ученые труды этого замечательного человека еще будут по достоинству оценены потомками, ведь сам митрополит Евгений в одном из своих сочинений точно заметил: «Недостаточно образованы те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершенно»

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ