На главную страницу
www.osi.ru
Люди
время события люди музей библиотека клуб
Сперовский Николай Андреевич (Епископ Дмитрий, 1865-1923 гг.)

Историкам древнерусского искусства Н.А Сперовский известен лишь как автор исследования об иконостасе. Историки Старой Руссы знают громкий процесс 192 года, где фигурировал епископ Дмитрий. В действительности это одно лицо - ученый, педагог, иерарх, большая часть жизни которого прошла на Новгородской земле.

Епископ Дмитрий, в миру Николай Андреевич Сперовский, родился 18 апреля 1865 года в семье священника Боровичского уезда. Его отец А.В. Сперовский (ок. 1826-1907 гг.) в 1877-1907 гг. служил в Мошенском погосте. Там стоял деревянный многоярусный храм 1707 года с уникальным иконостасом, который имел ряд икон с изображением страданий апостолов - роскошь, доступная только для больших и богатых церквей.

Николай Сперовский окончил Боровичское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию (1886) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1891). Кандидатское сочинение "Старинные русские иконостасы" он писал на кафедре церковной археологии. Изданная в 1891-1893 гг. , эта работа стала классической. Автор включил в нее личные наблюдения над иконостасами церквей Новгорода и губернии - в советское время эти памятники, за единичным исключением утрачены.

6 июня 1891 года кандидат богословия Н.А. Сперовский был назначен в родную семинарию преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект. Здесь он нередко устраивал диспуты с приверженцами "старой веры". Самый даровитый из его учеников, Василий Лебедев, по окончании семинарии в 1891 году стал епархиальным миссионером, приняв монашество с именем Варсонофий.

Сам Н.А. Сперовский был пострижен еще 19 сентября 1893 года с именем Дмитрий. 1 октября он был рукоположен во иеродиакона, а 3 октября - во иеромонаха. Определением от 25 мая - 6 июня 1894 года он был перемещен инспектором вновь открытой Кутаисской духовной семинарии. 23 февраля - 3 марта 1895 года о. Дмитрий становится ее ректором и с 19 марта возводится в сан архимандрита. Но уже 22 февраля 1897 года он вернулся в Новгород, назначенный 10 -11 января ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Антониева монастыря. Шесть лет архимандрит Дмитрий оставался "начальником в той среде, которая воспитала его самого".

6 мая 1898 года он был награжден орденом св. Анны II степени, а 6 мая 1902 года - св. Владимира IV степени.

31 декабря 1902 года о. Дмитрий был определен епископом Кременецким, викарием Волынской епархии, и 19 января 1903 года совершил последнее богослужение в Новгороде в сане архимандрита. Его хиротония во епископа состоялась 2 февраля 1903 года в Житомире.

1 мая 1904 года он стал епископом Новомиргородским, викарием Херсонской епархии, 25 января 1907 г. - Сухумским, а 25 июля 1911 -Рязанским и Зарайским.

Епископ Дмитрий неоднократно посещал родную епархию. Уже 8 сентября 1903 года он служил с Спасо-Мошенском погосте, куда собралось до 5 тысяч человек. Последний раз протоиерей А. Сперовский виделся с сыном-епископом в августе 1907 года, выйдя за штат.

В 1909 году епископ Дмитрий к 100-летнему юбилею Боровичского духовного училища прислал поздравительную телеграмму. Он же пожертвовал 10 рублей на памятник-надгробие композитору В.Ф. Старорусскому (примерно 1871 ), открытый в Антониевом монастыре 9 июня 1913 года. В январе 1917 года Владыка приезжал в Новгород на архиерейскую хиротонию своего питомца архимандрита Варсонофия (Лебедева).

После Февральской революции д4уховенство Рязанской епархии, недовольное придирчиво строгим епископом, добилась его отстранения.

Одновременно с увольнением на покой 14-17 июня 1917 года местоприбыванием его был назначен Валдайский Иверский монастырь Новгородской епархии. 30 июня 1917 года епископ Дмитрий с новгородскими викариями -епископами тихвинским Алексием (Симанским) и Варсонофием (Лебедевым) служил литургию в Антониевом монастыре Новгорода: в этот день ежегодно совершалось обнесение мощей свю нтония Римлянина вокруг обители.

7-10 ноября 1917 года епископ Дмитрий был назначен, на правах настоятеля, Старорусским Спасо-Преображенским монастырем. Стремясь сплотить народ на защиту церкви от начинающихся гонений, он почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Старой Руссы. 6 февраля 1918 года собрание городского духовенства и представителей приходов под его председательством постановило, что "церковь должна оставаться в прежних правах - имущество церковное и драгоценности защищать до последней возможности, уступая только грубой силе - Закон Божий сохранить во всех учебных заведениях". Под этим постановлением были собраны подписи граждан старше 18 лет. В воскресенье 24 марта жители Старой Руссы вышли на общий крестный ход к собору, а от него к монастырю. 26 марта епископ Дмитрий возглавил депутацию в Москву, на Поместный собор. Депутаты привезли петицию и просили "распорядиться об аналогичном сборе подписей по всей России для сведения вершителей судеб из Смольного".

И в последующие годы жизни епископ Дмитрий принимал большое участие в церковной жизни. 23 июля 1919 года ему было поручено организовать временный Псковский епархиальный совет для Порховского, Великолукского, Опочского, Новоржевского и части Островского уездов в Порхове или Великих Луках.

10 сентября состоялось его назначение епископом Пермским и Кунгурским.Но и сам владыка просил освободить его от нового назначения, и уполномоченные приходских советов Старой Руссы ходатайствовали об оставлении его в должности настоятеля Спасо-Преображенского монастыря. 20 октября 1919 года назначение в Пермь было отменено.

В 1919 году по благославению митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) епископ Дмитрий рукоположил во иеродиакона, а затем и во иеромонаха члена Поместного собора, кандидата богословия И.Н. Сперанского ( 1885-1969; впоследствии епископ Старорусский Иоанникий).

4 апреля владыка участвовал в хиротонии архимандрита Тихона (Тихомирова) во епископа Кирилловского, состоявшегося в Новгороде.

Весной 1922 года государство провело беспрецендентную акцию по изъятию церковных ценностей. Отношение к этому проявилось в стихийных выступлениях 16 марта в Старой Руссе. 19 марта власти разрешили провести собрание верующих города. Епископ Дмитрий занял принципиальную позицию, указав, "что он не может выдать церковных ценностей, а равно не могут этого сделать и верующие, потому, что в случае такой выдачи, они подлежат отлучению от церкви". "Лучше умереть епископом, чем остаться жить расстригой",- заявил он. Стремясь сохранить святыни храмов, жители Старой Руссы собрали 4,5 пуда серебра из домашнего обихода в помощь голодающим.

Но как только митрополит Арсений был вынужден призвать верующих к несопротивлению изъятию и ценности из храмов перекочевали в Гохран, началась "революционная расправа с классовыми врагами".

В Старой Руссе 11-13 мая работала выездная сессия губревтрибунала. Епископ Дмитрий проходил по делу в качестве свидетеля. Тем не менее, суд вынес "особое постановление" о привлечении к уголовной ответственности вместе с патриархом Тихоном (Беллавиным) и митрополитом Арсением, препроводив дело в верховный трибунал при ВЦИК. Обвинительное заключение в Москве составлялось под руководством А.Я Вышинского. Суд откладывался. Епископ Дмитрий умер 6 марта 1923 года. Дело же в марте 1924 года производством было прекращено.
 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ