На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Учителя и ученики.

В 1788 году при митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Гаврииле Петрове Санкт-Петербургская духовная семинария становится главной, в 1797 году преобразуется в Духовную академию. Из Новгорода туда были переведены старшие классы. Статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырехклассной. Такое положение оставалось до 1800 года, когда семинарию восстановили в прежнем объеме.

Большое внимание семинарии уделял в начале XIX века Новгородский архиепископ Амвросий Подобедов. Он пожаловал ей телескоп, а микроскоп прислали из Александро-невской Академии. При нем в семинарии был открыт медицинский класс. В 1804 году Амвросий вверил учебное заведение в «особое смотрение» преосвященному викарию новгородскому Евгению Болховитинову – известному ученому-историку, члену Российской Академии, поборнику духовного просвещения в России. Евгений Болховитинов стремился приучить семинаристов к самостоятельному мышлению, для чего любил устраивать диспуты. Часто присутствовал на экзаменах. На публичных экзаменах Евгений Болховитинов впервые прочел свой труд «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода», изданный в 1807 году. Время пребывания Болховитинова в Новгороде (до 1808 года) оказалось, несмотря на краткость, весьма плодотворным. Здесь он приступил к составлению «словаря светских писателей». Он много работал в монастырских архивах, ознакомился с библиотекой и архивом Софийского собора.

Болховитинов жертвовал собственные средства на формирование семинарской библиотеки и дарил ей свои книги.

Где бы ни приходилось трудиться этому человеку – в Пскове, Вологде, Киеве, – везде он занимался историческими исследованиями и оставил потомка сотни статей и книг.

При Болховитинове учительствовал в семинарии бывший ее выпускник, а с 1808 года – ректор – Амвросий (Орнатский), главный составитель эпохального труда и в настоящее время не утратившего своей научной значимости «История российской иерархии» в шести частях, который издавался с 1807 по 1815 гг. Свой труд он посвятил основателю Новгородской духовной семинарии Амвросию Юшкевичу. В составлении первого свода истории принимал участие и Евгений Болховитинов.

Ректор семинарии (1823-1827 гг.) Игнатий Семенов отличался ораторским искусством. Он ввел в обучение церковную археологию.

12 лет управлял семинарией Анатолий Павлинский (1840-1852 гг.). Это был человек хозяйственный, он много сделал для улучшения быта учащихся и приведения в порядок территории. Но самое важное, что было сделано по его указанию – в библиотеке составлены каталоги книг.

С 1860 по 1866 гг. должность ректора в семинарии исполнял архимандрит Макарий (Миролюбов) – ученый, знаток церковных древностей, член Московского общества истории и древностей российских, автор ряда исторических исследований. Он написал и издал несколько ценных трудов по новгородской истории:»Археологическое описание церковных древностей Новгорода и его окрестностей», «Описание новгородского Юрьева монастыря», «Описание новгородского архиерейского дома».

В 1896 –97 гг. Новгородскую семинарию возглавлял известный церковный деятель Арсений (Стадницкий).

«Руководство и коллектив преподавателей
Новгородской духовной семинарии. 1902-1909 гг»


Ректор семинарии и архимандрит монастыря в начале ХХ века был Дмитрий Сперовский, будущий епископ Сухумский - почетный член Новгородского общества любителей древности, человек увлеченный церковной историей. При его непосредственном участии были раскрыты фрески в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря. В его бытность построен и освящен придел Тихона Задонского в церкви Сретения. Он нашел и опубликовал в «Трудах XV археологического съезда» опись Антониева монастыря 1696 года.

Ректором Новгородской духовной семинарии в 1911-1913 гг. был архимандрит Алексий (С. В. Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

В конце XIX – начале ХХ вв. круг изучаемых предметов в семинарии был расширен. Помимо специальных дисциплин: катехизиса, церковной и библейской истории, литургии, богословия в программу были включены физика, математика, логика, психология. Большое внимание уделялось изучению языков, в систему обучения входило пять языков: латинский, греческий, французский, немецкий и еврейский.

Большое значение имело участие преподавателей семинарии в просветительской деятельности общества среди духовенства и местного населения: чтение публичных лекций, публикация материалов по истории и археологии местного края в Епархиальных и губернских ведомостях, составление историко - статистического описания епархии и пополнение коллекции церковных древностей.

В 90-ые годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии участвовали в работе Новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 году ученым, краеведом, археологом В.С. Передольским.

В 1913 году в Новгороде появляется церковно-археологическое общество, созданное архиепископом Арсением (Стадницким), и среди его активных членов преподаватели семинарии А.В.Гедевский, В.Н. Фиников, А.П. Твердынский и другие.

В 1880-ые годы старые учебные корпуса, построенные при Амвросии Юшкевиче, были разобраны и на их месте, по проекту губернского архитектора А.И Борщова сооружен новый великолепный корпус, сохранившийся до настоящего времени. Трехэтажное с подвалом здание имеет Г - образный план. Главный фасад, обращенный к Волхову, имеет три небольших выступа. Архитектура решена в духе эклектики, использованы мотивы ренессанса и древнерусского зодчества.

В актовом зале нового здания 30 октября 1890 года состоялись торжества, посвященные 150-летию этого учебного заведения, где перед собравшимися выступали: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, ректор Е.И. Мегорский, преподаватели, выпускники. Они подчеркивали огромную роль семинарии как одного из старейших учебных заведений России и деле образования и воспитания « множества умных и честных тружеников» для церковной и государственной деятельности. Из стен Новгородской духовной семинарии в XIX- начале ХХ вв. вышло немало видных ученых, представителей высшего духовенства. Епископ Воронежский Алексей Добрадин окончил семинарию в 1849 году, епископ Можайский Тихон - в 1877г. В 1847 году окончил Новгородскую духовную семинарию Николай Гаврилович Богословский, краевед, археолог, исследователь. Одним из главных дел жизни Н. Богословского, вписавшим золотыми буквами его имя в историю новгородской культуры, явилось создание им в городе в 1865 году публичной библиотеки и Новгородского музея.

Выпускник семинарии 1857 года,Е.В. Барсов после окончания семинарии поступил в Петербургскую духовную академию. Впоследствии он преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а с 1870 г. служил в Москве в Румянцевском музее библиотекарем русского и славянского отделений. Барсов занимался этнографией, изучением древнерусских текстов, археологией. Работая в Олонце, он собрал и издал «Причитания северного края» в 4-х томах. Знаменитому произведению древнерусской литературы «Слову о полку Игореве» Барсов посвятил солидную монографию в трех томах.

Другой выпускник семинарии,М.И. Владиславлев, проучившись два года в Петер-бургской духовной академии, продолжил свое образование за границей. Защитил магистерскую, затем докторскую диссертации по проблемам философии. Читал лекции по логике, истории, философии, этике в Петербургском университете, а с 1887 до своей смерти в 1890 г. являлся ректором этого университета.

Профессором Санкт-Петербургского университета был известный публицист, выпускник семинарии 1857 года(№29) В.И. Модестов. Профессором, а впоследствии и ректором этого же университета был еще один выпускник Новгородской духовной семинарии П.В. Никитин.

Среди выпускников Новгородской духовной семинарии известные просветители и священнослужители А. В. Гедевский, А. Ваучский, П.И. Тихомиров, Е.Е.Лебедев, П.Н Спасский, П.Е. Беляев… Несколько поколений мужчин семьи Бриллиантовых – семьи с глубокими историческими корнями, члены которой известные священнослужители, педагоги, историки - были также выпускниками Новгородской семинарии. (№32)И. И. Бриллиантов, историк, исследователь Ферапонтова монастыря, его старший брат (№33) А.И. Бриллиантов по окончании Санкт-Петербургской духовной академии преподавал в Тульской духовной семинарии, после успешной защиты докторской диссертации был ординарным профессором С-Петербургской духовной академии. Семья Терциевых имела также не одно поколение церковных деятелей и талантливых педагогов, в разное время окончивших Новгородскую семинарию. В 1913 году семьи Терциевых и Бриллиантовых породнились. Дети, внуки и правнуки продолжили педагогические традиции этих семей. Общий педагогический стаж семей Терциевых и Бриллиантовых к настоящему времени насчитывает более 1500 лет и увеличивается с каждым годом.

Учились в Новгородской духовной семинарии и будущие писатели Заболотский И. и Зарницын И.

Среди учителей новгородских школ, работников новгородского музея в 20-30-ые гг. ХХ века также немало выпускников этого учебного заведения, такие, как Порфиридов Н.Г., Смирнов С.М., Митропольский К.Д. , Конкордин А.И. и др.

Таким образом, можно говорить о Новгородской духовной семинарии как о центре духовного образования северо-запада России и как об одном из центров культурной жизни Новгорода XVШ-н.ХХ вв.

Последним ректором Новгородской духовной семинарии был архимандрит Тихон.



«Последние выпускники Новгородской духовной семинарии.1918 г.»


В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году упразднен Антониев монастырь.

В стенах бывшей семинарии впоследствии размещались институт народного образования, педагогический техникум, учительский, педагогический институты. В настоящее время здесь размещен Гуманитарный институт Новгородского университета.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ