На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Создание духовной семинарии.

C учреждением духовной семинарии произошел новый подъем просвещения в Новгороде, еще более тесно связанный с европейскими традициями классического образования и рационального мышления.

Основой для открытия в Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года об учреждении духовных семинарий в России и преобразовании в семинарии уже существующих епархиальных школ, предназначаемых для «просвещения божественным учением священного чина».

В «Штате о содержании новгородской семинарии» от 24 мая 1740 года содержался особый раздел, в котором определялись основные положения и требования этого учебного заведения.

«Регламентом о содержании семинарии» определена была жизнь семинарии, правильно организовано экономическое и педагогическое управление. В отношении организации обучения она была почти точным слепком Киево-Могилянской академии, а по ассигнуемым на ее содержание средствам оставляла далеко позади другие семинарии, то есть фактически являлась высшим учебным заведением, хотя и не носила названия «академия».

Огромную роль в создании столь значительного учебного заведения в Новгороде сыграл архиепископ Амвросий ёшкевич. Его появлению в Новгороде предшествовали годы обучения в Киевской духовной академии и преподавание там же. Затем он, приняв монашество, становится игуменом Виленского монастыря, с 1736 года- епископом Вологодским. Указом от 29 мая 1740 года «Благоволением всеблагого трижды славимого Бога, повелением высокодержавнейшей, высокодостохваленнейшей монархини ее Величества сударыни императрицы Анны Иоанновны самодержицы Всероссийской его Преосвященство Амвросий переведен на новгородский архиепископский престол».

Амвросий хотел создать для севера России в Новгороде такой же центр духовного просвещения, каким была для юга - Киевская, а для центра России - Московская академии. Свое намерение он изложил в «Доношении» на имя императрицы Анны Иоановны: «По довольному усмотрению угодного места к строению не уже семинарии, но большой академии по примеру школ Киевских избрал угодное к тому место монастырь Антония РимлянинаЕ намерен я строить каменную академию, в которой кроме других изб и покоев учредительских и ученических надлежит быть по штату 10 школам, тако ж и библиотеке каменной для содержания книг».



«Антониев монастырь. ХII в. В 1740 г. на его территории разместилась Новгородская духовная семинария. Фото нач. ХХв.»


В 1741 году по проекту Петербургского архитектора Ивана Филиппова в Антониевом монастыре построили два каменных корпуса. В одном из них размещались классы, в другом жили учителя. Для семинаристов построили деревянные избы, каменный амбар в южной части монастыря переделали для пекарни. Позже, в 1840 году, здание надстроили и приспособили для семинарской больницы. Семинарскую трапезу устроили при церкви Сретения Господня, где существовала изначально монастырская трапеза. «На посаде» за монастырскими стенами построили лазарет, в монастыре посадили две рощи - липовую и березовую, для прогулок семинаристов.

Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 30 октября 1740 года, а первыми его учениками стали ученики Лихудовской школы, которая оставалась еще некоторое время подготовительной для семинарии.

Управляли делами в семинарии ректор, он же архимандрит монастыря, и префект. Ректору надлежало главное наблюдение за семинарией во всех отношениях: учебном, нравственно-воспитательном и экономическом. В первые годы семинарии ректор являлся скорее почетным блюстителем заведения, деятельная же роль по управлению принадлежала префекту. Префект был помощником ректора и непосредственным наблюдателем за точным выполнением всех установленных в семинарии порядков. Первым ректором Новгородской духовной семинарии стал архимандрит ёрьева Монастыря Маркелл Радышевский, видный церковный деятель, выпускник и преподаватель Киевской академии, префектом был назначен выпускник Киевской академии, иеромонах Иннокентий Одровонж-Мигалевич.

Архиепископ Амвросий составил устав семинарии и штат, состоявший из 12 преподавателей. В семинарию принимали мальчиков от 12 до 15 лет, обученных читать и писать. В 1741 году в семинарии обучалось 343 ученика. А в 1744 - 350. В каждом классе семинаристам выдавалась особая форма одежды. Быт и жизнь семинаристов были строго регламентированы и подчинялись суровым законам.

В первом учебном году в семинарии были открыты четыре класса: аналогоии, инфимы, грамматики и синтаксимы, в следующем открылся класс пиитики, а в 1742 году - класс риторики. При архиепископе Стефане Калиновском в 1746 году открылся класс философии, а через год - класс богословия.

Новгородская семинария, устроенная по образцу Киевской академии, давала полный цикл наук, составлявших курс этой академии и группировавшихся также, как и в академии а восьми школах: аналогия или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Основою всех наук считалось изучение латинского языка.

Среди преподавателей Новгородской духовной семинарии были питомцы Киевской академии Дамаскин Аскароний, преподававший пиитику и риторику, Иосиф ямницкий, философ и богослов, Парфений Сопковский, преподававший синтаксиму. Учителем философии и древнееврейского языка был иеромонах Иерофей Кремянский.

В 1754 году состоялся первый выпуск окончивших полный курс новгородской семинарии - 28 человек. Среди них Стефан Лаговский, впоследствии архиепископ Рязанский, автор известных богословских сочинений Тимофей Савельев, принявший при вступлении в монашество имя Тихона, в будущем ректор Тверской духовной семинарии, архиепископ Воронежский, философ и просветитель, канонизированный русской православной церковью в 1861 году и известный нам более как Тихон Задонский. Остались после него его многотомные труды: сочинения в 6-ти томах «Об истинном христианстве» и в 4-х томах «Сокровище духовное от мира собираемое».

Первым преподавателем семинарии из ее выпускников стал Стефан Лаговский, который в 1754 году был назначен учителем пиитики, позже преподавал философию и древнееврейский язык.

В октябре 1754 года издан указ Анны Иоанновны, где говорилось, что «окончившего класс богословия и преподававшего пиитику в Новгородской духовной семинарии Стефана Михайлова определить учителем пиитики в Московскую славяно-греко-латинскую академию, а на место Стефана Михайлова выбрать из этой же семинарии и ректору определить другого достойного учителя». В класс пиитики учителем был выбран и определен Тимофей Савельев, который впоследствии преподавал философию, был префектом семинарии.

В 1765 году состоялось Высочайшее повеление об отправлении 10 семинаристов из духовных семинарий России, прошедших школу риторики, в Англию для прохождения курса наук в тамошних университетах с целью подготовки профессоров для предполагавшегося к открытию в Москве богословского факультета. Из Новгородской духовной семинарии в 17655 году в далекую Англию отправились два студента школы риторики «в науках пред прочими понятнейшие и прилежные» - Василий Антонский и Егор Андреевский и с ними учитель семинарии Мина Исаев. Егор Андреевский был направлен в Геттингенский университет, где в течение семи лет изучал богословие, греческую литературу, пиитику и элоквенцию, метафизику, натуральное и международное право, математику.

Василий Антонский изучал в Лейденской академии в течение четырех лет богословие, логику, метафизику, греческий язык. Профессора давали самые лестные отзывы о прилежании и успехах русских семинаристов.

По возвращении в Россию в 1773 году Егору Андреевскому было присвоено звание магистра словесных наук и с 1774 года он был назначен учителем философского класса в Новгородскую семинарию. Василий Антонский был назначен учителем греческого языка в Московскую академию.

В первые годы семинария содержалась за счет государственных выплат. В России только две семинарии - петербургская и новгородская - имели такое содержание.



«Учебный корпус Новгородской духовной семинарии. Построен по проекту архитектора А.И. Борщова в 1890г. Фото нач. ХХ в.»

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ