На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Ученики Лихудов - для просвещения России.

После отъезда в 1707 году в Москву Софрония в занятиях Иоанникию с учениками помогал монах Савватий. Затем в школе был установлен тот же порядок, что и в Московской академии: то есть ученики первостатейные занимались с малостатейными. Митрополит Иов употребил много убедительных просьб в том, чтобы к нему были присланы из Москвы типографские справщики Николай Семенов, Карп Федоров, он даже просил прислать в Новгород «учителя по реклу господина Прокоповича», которые, однако, в Новгород не были присланы.

Ученик Лихудов, известный просветитель и филолог, иеромонах Карион Истомин приехал в Новгород в 1712 году по приглашению митрополита Иова для преподавания пиитики. Свои досуги Истомин посвящал стихотворству и переводом книг с греческого языка на русский. Истомину же Новгород обязан сохранением списков трех новгородских летописей и приведением в систему летописных материалов, послуживших впоследствии для издания Софийского Временника.

Новгородская греко-славянская школа со временем окрепла и приобрела почетную репутацию в глазах ревнителей отечественного просвещения.

По решению Петра 1 с 1715 года в новгородскую школу стали направлять дворянских недорослей из Воронежа, Коломны, Вятки, Рязани - до 60 человек ежегодно.

При содействии митрополита Иова в первое десятилетие существования греко-славянской школы в новгородской епархии было устроено 14 грамматических школ.

После кончины митрополита Иова и возвращения Иоанникия Лихуда в Москву в новгородской школе остались преподавать их московские и новгородские ученики.

С 1716 года школой руководил иеромонах Иов, московский ученик Лихудов, филолог, переводчик, знаток греческого и латыни, автор жития Зосимы и Савватия Соловецких.. Реестр книг, принадлежавших Иову, составленный после его кончины в 1721 году Федором Герасимовым и хранящийся ныне в Государственном архиве Новгородской области, насчитывает около ста наименований, среди которых: диалектика и логика Аристотелева, грамматики греческая, латинская, еврейская, славенская Мелетия Смотрицкого, философия, теология, греческая пиитика, риторика, математика, физика, метафизика и многие другие. В списке первых учеников новгородской греко-славянской школы, оставивших след в истории русского просвещения, имя Федора Максимова, изучившего под руководством своих наставников греко-славенскую грамматику, пиитику и риторику. В документах Государственного архива Новгородской области Максимов первоначально фигурирует учеником греко-славянской школы, затем значится иподиаконом Софийского собора, преподавателем, принявшим на себя руководство школой в 1718 году. Федором Максимовым создана собственно первая русская грамматика «Грамматика Славенская вкратце собранная в Грекославенской школе в великом Новеграде». ќтот труд Федор Максимов исполнил настолько удовлетворительно, что Святейший Синод постановил «напечатать его грамматику в Александро-Невской типографии для общей в российском народе пользы». Грамматика сыграла важную роль в становлении русского литературного языка.

«Титульный лист «Грамматики Славенской»
Федора Максимова»


Лихудам не суждено было увидеть полный расцвет своей просветительской деятельности, когда их школа сделалась рассадником просвещения не только для всего Новгородского края, но распространила свое влияние и за его приделы, как своего рода педагогическая семинария, куда епархиальное начальство, по указу Синода, посылало «остроумных и книжному чтению искусных» учеников своих школ, чтобы «подготовить из них опытных и искусных педагогов». Все это произошло уже после смерти митрополита Иова и Иоанникия Лихуда, когда во главе школы стоял иподиакон Федор Максимов. Но не следует забывать, что Федор Максимов был воспитанником только новгородской школы и не учился ни у каких учителей, кроме Лихудов. Постановка учебного дела в Новгородской школе в его время была настолько солидная, что Св. Синод в указе от 31 мая 1722 года «постановил ее за образец для всех епархиальных начальств».

Когда из епархий следовали вопросы, где взять учителей для партикулярных и епархиальных школ, Св. Синод в ответ на эти запросы издал новый указ, в котором рекомендовал епархиальным преосвященным обращаться за учителями к той же новгородской школе.

Так, ученик Лихудов подъяк Василий Михайлов был определен учителем в партикулярную Знаменскую школу, подъяк Дмитрий Федоров - в епархиальную школу в Великие Луки; дъячки Петр Петров и Афанасий Григорьев назначены: первый - в епархиальную Старорусскую школу, второй - в Оштинскую школу, при Петровских железных заводах. В открытую в 1721 году в Петербурге при Александро - Невском монастыре славенскую школу учителем был вызван новгородский воспитанник - подъяк Иродион Тихонов, когда же число учеников у него увеличилось, в 1723 году из Новгородской школы был вызван другой учитель - Андрей Тишин. В 1725 году в Псковскую домовую архиерейскую школу был вызван дъячок Евстафий Федоров, новгородский воспитанник, бывший некоторое время помощником Федора Максимова в Новгородской школе, а затем, когда он оставил учительство, его место занял во Пскове подъяк Дмитрий Федоров, один из наиболее успешных учеников Иоанникия Лихуда. В феврале 1726 года рязанские ученики, вернувшиеся из Новгорода, открыли школу в Переяславле-Рязанском. Из Коломенских учеников один был определен учителем в Коломенскую архиерейскую школу, двое других заняли учительские должности один - в Туле, другой - в Орле.

Так с течением времени скромная школа, открытая митрополитом Иовом, благодаря умелой постановке учебного дела со стороны братьев Лихудов, благодаря их трудам, особенно Иоанникия, разрослась и сделалась рассадником просвещения для многих русских городов.

Св. Синод в указе от 17 февраля 1723 года признал труды Лихудов по обучению русского юношества –«достохвальными, достополезными и всем известными».

В ведомости расходов новгородского архиерейского дома за 1724 год на содержании греко-славянской школы находилось 16 учителей, 95 учеников из своей епархии, 8 из посторонних, при них содержалось служителей 22 человека.

К 1727 году в школе прошли обучение 282 ученика. Совместные труды митрополита Иова и братьев Лихудов на ниве духовного просвещения принесли пользу не только в пределах новгородской земли, но и в масштабах всей России.

Среди выпускников школы был ученый-энциклопедист, первый российский адъюнкт Академии наук, куратор Московского университета Василий Адодуров.

Выпускником школы был и уроженец Новгорода Мартын Шеин, первый из российских ученых, получивших звание профессора анатомии Академии наук.

Дальнейшая деятельность новгородской греко-славянской школы связана с именем архиепископа Феодосия Яновского. При нем при архиерейском доме в Новгороде наряду с греко-славянской школой появилась латинская, в которой работали преподаватели иеродиакон Московского Заиконоспасского монастыря Иоасаф Туркевич, бывший префект и учитель философии Московской славяно-греко-латинской академии Стефан Прибылович.

При архиерейском доме школы существовали вплоть до открытия в 1740 году Новгородской духовной семинарии.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ