На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Книга - цера.

  
Сенсацией археологического сезона 2000 года в Новгороде для исторической науки стало обнаружение древнейшей книги. 13 июля 2000 года на лабораторный стол Троицкого раскопа легла небывалая находка. Три деревянные дощечки (как выяснилось в дальнейшем, изготовленные из древесины липы), толщиной в один сантиметр, скрепленные также деревянными шпонками, оказались древней рукописью. Ее размер 19 х 15 сантиметров. Две внешние дощечки служили обложками. Первая была украшена изображением креста и скупым орнаментом, а ее внутренняя сторона имела заполненное воском углубление. На воске красивейшим мелким почерком написаны 23 строки некоего текста. На третьей дощечке текст тоже располагался на внутренней навощенной стороне, а внешняя была украшена изображением креста. Помещенная между ними вторая дощечка имела заполненные воском углубления и, следовательно, тексты на обеих сторонах. Всего, таким образом, в книге были четыре исписанные страницы. Лучше всего сохранилась первая дощечка. Большие куски текста на других обвалились и дошли до нас в виде осыпи восковых кусочков с отдельными буквами или группами букв. Некоторые значительные фрагменты второй, третьей и четвертой страниц сохранились, однако, на своих местах.

Находка была извлечена из достоверно датированных слоев конца Х - первой четверти XI веков. Вероятная дата находки - примерно второе десятилетие XI века. Между тем древнейший известный манускрипт, написанный кириллическим письмом, датируется 1056-1057 годами. Это знаменитое Евангелие, изготовленное по заказу новгородского посадника Остромира. Все остальные самые древние кириллические рукописи относятся также ко второй половине и к концу XI столетия. Значит, на лабораторный стол легла рукопись на полвека более ранняя. А стало быть, эта находка - великое событие не только в истории русской, но и болгарской, и сербской, и хорватской, и македонской культур, поскольку во всем славянском мире не существует более ранней датированной рукописи, нежели «Остромирово Евангелие».

Ученые сумели разобраться по уцелевшим фрагментам, что в основе текста -75-й, 76-й и часть 67-го псалма из псалтыри - главной богослужебной книги, являющейся источником большинства молитв.

Данная археологическая находка - одна из тех книг, которую читали первые новгородцы, принявшие крещение. Одна из первых книг, по которой многие из них могли учиться письму. Ведь именно Псалтырь на протяжении столетий была первой и самой необходимой книгой, из которой наши предки брали уроки чтения и письма. Многие псалмы, звучавшие ежедневно во время церковной службы, христиане знали наизусть. Предположение об учебном предназначении находки подтвердилось блестящим образом. Оказалось, что на бортиках цер имеются плохо различимые процарапанные надписи, сделанные тем же почерком, что и текст на доске. Их удалось прочесть академику А.А. Зализняку. Вот одна из этих надписей: «Без от себе прогнания всех людей, без отлучения алчущих знания», т.е. «Для привлечения всех людей, алчущих знания»

«Главный реставратор новгородской экспедиции В.И Поветкин и академики В.Л. Янин и А.А. Зазизняк исследуют находку». 2000 г.

А.А. Зализняк установил, что « Новгородская Псалтырь» написана русским человеком. Написана на старославянском языке, однако в тексте книги имеется несколько ошибок, какие не мог сделать болгарин, серб или хорват, а мог сделать только русский человек.

В славянском мире существует несколько древних кириллических рукописей, не имеющих даты в их тексте и датированных без особой уверенности XI веком. «Новгородская Псалтырь» станет тем эталоном, с которым исследователи будут их сравнивать в поисках истинной их даты.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ