На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
История

Для определения способности вооруженных сил государства в тот или иной период необходимо учитывать, наряду с прочими факторами, особенности подготовки офицерских кадров.

В системе военного образования в России в первой половине XIX в. видное место занимали кадетские корпуса - средние общеобразовательные закрытые военно-учебные заведения. Они были предназначены преимущественно для дворян, и давали наряду с общим военное образование.

Первоначально кадетские корпуса возникли в Пруссии в 1653 году, как школы для подготовки дворянских детей к военной службе. Первый кадетский корпус в России открыт в 1732 году в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха под названием Корпус кадет ( с 1743 -Сухопутный шляхетский корпус, с 1800 года - Первый Санкт-Петербургский кадетский корпус).

Создавая кадетский корпус, правительство Анны Иоанновны шло навстречу дворянству, которое в числе других привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров.

В XVIII веке в кадетских корпусах готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и других.

В первой половине XIX века кадетские корпуса превратились в профессиональные заведения, где воспитанники получали общее среднее и специальное военное образование.

В начале 19 века в России существовало всего пять заведений этого типа, три из которых располагались в столице (первый и второй кадетские и Пажеский корпуса). Все вместе они ежегодно выпускали около 100 офицеров.

С развитием военного дела потребность в расширении сети военно-учебных заведений становилась все более настоятельной. В 1830 году, по воле и непосредственным указаниям Николая I, был составлен проект учреждения губернских кадетских корпусов и издан указ, предписывавший открыть кадетские корпуса в Новгородской, Тульской, Тамбовской губерниях.

Средства на их содержание предполагалось получить за счет пожертвований со стороны дворянства. Однако сбор средств шел крайне медленно, и до 1833 года еще не было известно, когда именно последует открытие кадетского корпуса в Новгороде, но когда граф А.А. Аракчеев внес в сохранную казну 300 тысяч рублей ассигнациями , то предположено было открыть корпус 1 января 1834 года.

Для помещения нового учебного заведения был избран штаб 4-го округа военных поселений, в 28 верстах от Новгорода, на правом берегу реки Мсты в деревне Новоселицы. Штаб состоял из нескольких отельных каменных домов: главное здание, предназначенное собственно для кадет, два больших трехэтажных флигеля , соединенные громадным манежем, к одному из которых была пристроена церковь, а библиотека, гимнастический зал, музей располагались во втором флигиле. Вокруг плаца находились шесть трехэтажных каменных домов, в одном из которых размещался лазарет, в другом квартиры учителей и офицеров, два дома были предназначены для приезжающего начальства и для директора корпуса, в других размещалась канцелярия.

Проценты с денег, переданных Аракчевым, шли на воспитание в Новгородском кадетском корпусе детей бедных дворян Новгородской, Псковской, Тверской губерний.

После смерти Аракчеева в его духовном завещании не обнаружили имя наследника. Поэтому император Николай I официальным наследником имущества определил Новгородский кадетский корпус, которому было передано также имение Аракчеева -Грузино. Высочайшим повелением тогда же было принято решение "корпусу сему именоваться Новгородским графа Аракчеева кадетским корпусом и употреблять его герб"

В Грузино имелась личная библиотека графа, фонд которой насчитывал 3780 сочинений в 11 184 томах. Эту библиотеку граф собирал более 30 лет. В апреле 1836 года разбор библиотеки А.А. Аракчеева был завершен. В кадетский корпус были преданы "не только сочинения, нужные для преподавания и поучительные для чтения кадетами, но и те, которые могут служить, как полезные источники и пособия для учителей и офицеров, которые по отдаленности и уединению корпуса не могут пользоваться теми книгохранилищами, какие находятся в столицах".

Всего из аракчеевской библиотеки было передано Новгородскому кадетскому корпусу более 10 000 томов, среди которых: Евангелие рукописное 1525 г.; Молитвенник Петра Могилы 1646 г.; Евангелие, напечатанное в Москве в 1634 г.; План Петербурга 1725 г.; Атлас Молдавии с нанесенным движением русских войск.; Боевой порядок Российской армии при Вертю.; План сражения при Прейсиш-Эйлау.; Книга песней царя Соломона (рукописная) и многие другие.

Библиотека Новгородского кадетского корпуса до 1845 года состояла исключительно из тех книг, которые были доставлены из Грузино. Инспектор корпуса Ржевский много сделал для пополнения библиотеки такими сочинениями, которые могли бы доставлять полезное и интересное для кадет чтение и еще более такие, которые служили бы источником для усовершенствования учителей в преподаваемых предметах. Он через Я.Н. Ростоцкого исходатайствовал приказание Великого князя Михаила Павловича, чтобы все деньги, остающиеся от штатных сумм, были употреблены на покупку книг, полезных для обогащения познаний учителей и воспитанников.

Сам Аракчеев написал еще ряд завещаний, свидетельствовавших о финансовой поддержке этого учебного заведения на личные средства.

Предписанием Совета военно-учебных заведений директором Новгородского кадетского корпуса в 1834 г. был назначен генерал-майор А.И. Бородин, которому поручалось подобрать необходимое для службы количество офицеров и гражданских чиновников.

Батальонным командиром был назначен подполковник артиллерии Н.П. Черницкий, инспектором классов, Коллежский советник М.Н. Божерянов. Учителями в кадетском корпусе состояли:
  • протоиерей А.Ф. Малиновский - Закон Божий
  • Д. Н. Орнатский - русский язык, история, география
  • К.А. Юргенс - чистописание, немецкий язык

Полная численность воспитанников определялась в 400 человек, однако производить укомплектование предписывалось постепенно, принимая по сто человек в год и довести до комплекта в течение четырех лет, т.е. до конца 1837 года. В корпус определялись дети от 12 до 14 лет. Срок обучения устанавливался в 6 лет и разделялся на приготовительный (2 класса) и общий (4 класса) курс. С 1 января 1834 года в корпус начали привозить будущих кадетов. Первым кадетом Новгородского корпуса считается Василий Пущин, приняты1 8 января 1834 года и выпущенный в 1842 году в Гренадерский полк.

Специальных (старших) классов во вновь созданном корпусе не было, и для завершения образования его воспитанники должны были поступить в Дворянский полк в Петербурге.

15 марта 1834 года состоялось торжественное открытие корпуса, на которое были приглашены: главный начальник военно-учебных заведений России, Великий князь Михаил Павлович Романов, граф А.А. Аракчеев, председатель Совета военно-учебных заведений, сенатор П.А. Толстой, главный директор Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов, генерал-адъюнкт И.О. Сухозонет. Посторонних, не принадлежащих к составу служащих в корпусе, при открытии было 16 лиц, из них 10 генералов. Состоялась торжественная обедня, литургия, были высказаны торжественные речи и был дан праздничный обед.

9 мая 1835 года последовало высочайшее утверждения Положения о Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе со штатом в составе четырех рот: одной гренадерской , двух мушкетерских и одной неранжированной, по 100 кадет в каждой.

По штату полагались, кроме директора, штаб-офицеры, штабс-капитаны, капитаны, поручики, инспектор классов с помощником, медики, делопроизводитель, архитектор, эконом и другие. На ежегодное содержание корпуса, по штату и табели о рангах ассигновано было 247 749 рублей 39 1/4 копеек ассигнациями. Корпус был обеспечен полным устройством и состоял в первом разряде кадетских корпусов.

Обмундирование кадет было следующим:
  • Мундир - темно-зеленого сукна, с красным воротником, обшлагами и клапанами на рукавах и темно-зеленой выпушкой вокруг воротника. На клапанах рукавов нашивался галун.
  • Куртка - темно-зеленая с красным воротником и обшлагами темно-зелеными без клапанов.
  • Шинели - темно-серые с красным воротником.
  • Брюки - при мундире темно-зеленые с красным кантом, при куртке серые без кантов.
  • Пуговицы - желтые с гербом.
  • Кивера - с гербами в полукруглом сиянии.
  • Погоны - темно-зеленые с красной выпушкой и с желтой высечкой Г.А.

Занятия для кадетов проводились с 7 до 9 часов утра и с 3 до 5 часов после обеда. Остальное время употреблялось на обучение фронту, сигналам, пению и танцам, которые назывались обучением приятным искусствам. Впоследствии были введены гимнастика и фехтование. Вставали кадеты в 6 утра и отбой осуществлялся в 9 вечера.

Уже в 1835 году корпус посетили Николай I и Великий князь Михаил Павлович. Они посетили корпус и в следующем 1836 году и оба высокие посетители остались вполне довольны всем увиденным.

Вторым директором Новгородского кадетского корпуса был генерал-майор Петровский.

В 1837 г. графа Аракчеева кадетский корпус по числу кадетов вступил в полный комплект.

В первые же годы существования корпуса обнаружилось, что его месторасположение имеет много неудобств для служащих в нем. Отсутствие торговли заставляло за каждой мелочью домашнего быта ждать поездки в Новгород, и поездка каждого из них в город была для остальных радостным событием: едущего заваливали поручениями.

Неудобства, испытываемые служащими, с лихвой окупались той пользой, которую представляло уединение корпуса воспитанию и образованию кадет. Долго в нем держались те патриархальные, семейные отношения кадета к офицеру и учителю, которые нравственно влияли на юношей гораздо больше чем официальные методы и правила. Долго новгородские кадеты были чужды тем привычкам и шалостям, которые получало гражданство в столичных корпусах.

Учебный план, единый для всех кадетских корпусов, предусматривал преподавание математики, физики, черчения, ботаники, зоологии, минералогии географии, истории, законоведения, некоторых военных дисциплин, Закона Божьего, русского, французского, немецкого языков, чистописания, рисования.

Кроме того, кадеты занимались музыкой, совершали прогулки по лесу, своими силами устраивали спектакли, а во время Святой и Масляной недель устраивали даже костюмированные балы.

Домой кадетов отпускали на праздники Рождества и Святой недели, а первые три года на летние каникулы с середины июня до начала августа. Летом 1837 года кадеты находились в Красносельском лагере.

Лето же 1837 года было ознаменовано посещение корпуса Императрицей Александрой Федоровной с Великой княжной Марией Николаевной. В декабре того же года Император Николай I вместе с цесаревичем Александром Николаевичем, проездом в Москву посетили Новгородский кадетский корпус. Во время визита был произведен осмотр кадетского батальона и проведены ученья на манеже. Император пожаловал корпусу знамя.

Осенью 1838 года в Новгородском корпусе, на поле за манежем, был разбит сад с широкими аллеями, в котором было несколько беседок, павильон для музыки, скамейки.

К середине мая 1839 года 39 кадетов, сдавшие успешно экзамены, были назначены к отправлению в Дворянский полк в Петербург для завершения обучения. Командиры и офицеры полка как бы приглядывались к новгородцам, но увидев в них полную во всем исполнительность, стали отличать кадет и обнаруживать к ним внимание. Во время первых же экзаменов, на которых помимо офицеров Дворянского полка, присутствовали экзаменаторы из других корпусов, новгородские кадеты первого выпуска произвели самое лучшее впечатление.

В мае 1840 года состоялось прибытие в Дворянский полк второго новгородского выпуска, состав которого был особенно удачен: Макшеев, Вельяшев, Краузе, Фролов и другие. Экзамен, произведенный второму корпусу, был вполне блистательным. Ответы новгородских кадетов поражали начальство Петербургских кадетских корпусов. Они утвердили за Новгородскими кадетами репутацию отлично подготовленных к специальным классам, а за их учителями - знающих, усердных и толковых преподавателей.

После 4 и 5 выпусков Новгородский кадетский корпус понемногу утрачивал свою особенность и, наконец, к 1850-м годам его внутренняя жизнь потеряла свой семейный характер, составлявший глубокий внутренний смысл нравственного воспитания. Ослабления в познаниях были определены у воспитанников с того года, когда, когда первый инспектор по классам Божерянов вышел в отставку.

В 1840 году директор Новгородского кадетского корпуса Петровский был отчислен по кавалерии и на его место, из батальонных командиров Павловского корпуса, Директором был назначен полковник Ф.В. Главацкий, произведенный в генерал-майоры.

В 1840 году учебная часть корпуса поступила в полный контроль штаба военно-учебных заведений, откуда исходили распоряжения, одинаково-обязательные для всех кадетских корпусов.

С 1844 года начались почти ежегодные посещения корпуса членами Совета и инспекторами военно-учебных заведений. Приездом инспекторов корпусное начальство пользовалось, чтобы через них проводить свои желания и требования о нуждах заведения.

В 1853 году директором новгородского кадетского корпуса был назначен начальник штаба гренадерского полка, генерал-майор Ф.Ф. Ридигер, после него директором был назначен полковник Л.Ф. Корф.

В середине 1850-х гг. неудобство местонахождения Новгородского кадетского корпуса становилось более ощутимым. Предполагалось перевести корпус в более удобное место.

Вступлением на престол Императора Александра II начался новый период в жизни военно-учебных заведений, в том числе и для Новгородского графа Аракчеева кадетского корпуса, период преобразований, главной целью которых было усиление умственных и научных образований кадет.

15 марта 1859 года в Новгородском кадетском корпусе праздновался 25-тилетний юбилей со дня его открытия. Присутствовали выпускники и преподаватели первых выпусков.

В июне 1859 года выпускные экзамены кадетов состоялись не в Дворянском полку, а в самом корпусе.

Всего с 1834 по 1866 гг. в Новгородский кадетский корпус поступило 2238 человек, а окончило его 1222 человека. Большой процент отсева объясняется высокими требованиями к дисциплине и успеваемости кадетов. Воспитанников, не соответствовавших этим требованиям, переводили в низшие учебные заведения или отчисляли на службу нижними чинами. Среднегодовое количество выпускников составляло около 40 человек.

Обращает на себя внимание высокий процент выпускников, попавших на службу в артиллерию, что говорит о высоком уровне их подготовленности, особенно по точным наукам. Это предположение находит свое подтверждение в мемуарной литературе, где очень часто упоминается с лестными характеристиками имя В.К. Каминского, преподававшего в корпусе в 1840-ые гг. математику.

В 1856 году большая часть выпускников Новгородского кадетского корпуса (47 человек) поступила в созданное на основе Дворянского полка Константиновское военное училище. С 1859 по 1863 г. окончившие корпус лица либо выходили прапорщиками в армейские части, либо переводились в различные военные училища.

Всего в период существования корпуса в нем служило 256 человек. По сословной принадлежности большинство сотрудников корпуса были дворянами. Уровень образования служивших в корпусе лиц был достаточно высоким. Среди офицеров - воспитателей и ротных командиров 77% окончили кадетские корпуса или Дворянский полк. В целом Новгородский кадетский корпус был на хорошем счету. Среди его выпускников было несколько видных военных деятелей, в том числе сотрудники Академии Генерального штаба, генералы А.И. Макшеев и А.П. Карцев, военный историк А.Ф.Петрушевский.

Воспитанником Новгородского кадетского корпуса был К.И. Крупский.

Много лет исполнял должность воспитателя- наставника и преподавателя военной истории и строевой службы в Аракчеевском кадетском корпусе П.И. Бутаков - дед великого русского композитора С.В. Рахманинова. В Аракчеевский кадетский корпус Бутаков был переведен в 1837 году из гренадерского наследного принца Прусского полка.

Происходил Петр Иванович из семьи мелкопоместных дворян. Бутаков был прекрасным строевым офицером, " истинным профессором в строевой службе". Хотя Петр Иванович не имел достаточной научной подготовки, но много читал, увлекался военной историей и о военных сражениях и героях рассказывал вдохновенно. В 1866 году Петр Иванович вышел в отставку. Похоронен он недалеко от Онега у церкви, которая стояла на Антоновском погосте.

В конце 1860-х годов в деятельности корпуса наметились недостатки, свойственные всем военно-учебным заведениям этого времени в целом, и вызванные общими их изъянами ( нехватка специалистов с педагогическим образованием, соединение в пределах одного заведения общего и специального образования).

С целью их преодоления военным министром Д.А. Милютиным в 1863 году была начата реформа, в ходе которой кадетские корпуса были реорганизованы в общеобразовательные военные гимназии. Новгородский кадетский корпус вскоре после преобразования был переведен в Нижний Новгород(1866), дав таким образом начало новому военно-учебному заведению.

В России под влиянием идей Н.И. Пирогова реформой 1863 года кадетские корпуса были реорганизованы. На базе старших специализированных классов были созданы военные училища. Общеобразовательные классы превращены в военные гимназии, (кроме Пажеского и Морского корпусов).

В 1882 году кадетские корпуса были восстановлены. Общеобразовательный курс по сравнению с военными гимназиями сократился, но было введено военное устройство ( деление на роты), воспитатели назначались исключительно из офицеров. Срок обучения составлял семь лет.

В некоторые кадетские корпуса стали принимать детей недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образом офицеров.

После 1900 года, в период руководства военными учебными заведениями князя Константина Константиновича, программа значительно расширилась и приблизилась к курсу реальных училищ. Было введено изучение химии, механики, элементов высшей математики, увеличилось количество часов по естественной истории, физике.

В кадетских корпусах стремились развивать самостоятельность мышления учащихся: в 1899-1903 гг. для шести кадетских корпусов была разработана экспериментальная программа по всем предметам, в основу которой был положен эвристический метод обучения; в остальных кадетских корпусах по этому методу осуществлялось преподавание русского языка в старших классах.

Кадетские корпуса подчинялись главному управлению военно-учебных заведений Военного министерства.

К 1917 году в России существовало 27 кадетских корпусов (без Морского и Пажеского корпусов). С общим число кадетов свыше 10 тысяч. После Февральской революции 1917 года кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства, однако никаких изменений в учебной программе не произошло.

В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты.








 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ