На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ), 1953-1993гг.

И все же было ясно, что единственный институт должен находиться в областном центре. Коллектив НГУИ принимал самое деятельное участие в восстановлении разрушенного учебного корпуса в Новгороде. Начиная с 1945 года в Антоново в период летних каникул работали студенческие строительные группы.

На основании Постановления Совета министров СССР № 3692 от 11 августа 1952 года и Постановления Совета министров РСФСР от 19 августа 1952 года Новгородский государственный учительский институт был переведен в Новгород и реорганизован в Новгородский государственный педагогический институт (НГПИ), дававший высшее педагогическое образование.

1953 год ознаменовался качественно новой страницей в истории образования древнейшего русского города. Летом 1953 года работы по реставрации и ремонту учительского института были завершены, и осенью в обновленных аудиториях начались занятия. Для перестройки имелись реальные основания. В послевоенное десятилетие система народного образования была не только восстановлена, но и получила дальнейшее развитие – в школах было введено обязательное семилетнее образование и стала насущной необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для средней школы. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодежи. Это объяснялось тем, что, во-первых, во время войны значительная часть молодежи не смогла завершить образование или вообще посещать школу, во-вторых, вечерние школы работали по программам, способствовавшим переходу ко всеобщему среднему образованию.

Таким образом началась работа Новгородского государственного педагогического института. В основном трехэтажном корпусе разместились учебные аудитории, методические кабинеты и кафедры. В полуподвальном помещении этого же корпуса расположилась столовая и склады. Часть здания пришлось отвести под общежитие для студентов и преподавателей.

В НГПИ были открыты три факультета – исторический, русского языка и литературы и физико-математический. Возглавлял институт Н.М. Карпенко. Подавляющее большинство из 24 штатных преподавателей и трех совместителей не имели ученых степеней и званий. В первом наборе конкурс был небольшим. Ввиду малочисленности студентов – всего 281 человек – на факультетах три года не было деканов.



«На филологическом факультете – экзамен. Кон.1950-хгг.»


Материально-техническая база института была слабой, не были оснащены лаборатории, институт был недостаточно обеспечен учебниками и методическими пособиями.

В 1955 году директором новгородского педагогического института был назначен В.З. Джинчарадзе.

Весной 1956 года в НГПИ впервые проводился день открытых дверей для выпускников средних школ области. Результатом явился возросший конкурс среди абитуриентов. В том же году НГПИ в числе других педагогических вузов страны перевели на пятилетний срок обучения и подготовку учителей широкого профиля. Вскоре факультет русского языка и литературы и исторический объединили в историко-филологический. Первым деканом этого факультета стал доцент Б.В. Хрычиков. Деканом физико-математического факультета была назначена Г.И. Домрачева. В 1957-1959 гг институт возглавлял В.И.Брагин К концу 1950-х годов на очном отделении института обучалось 702 студента, на вечернем – 104 и на заочном - 598 студентов. Число преподавателей увеличилось до 73 человек.



«Преподаватели и сотрудники кафедры физики НГПИ. 1962г.»


Среди них был уже один доктор физико-математических наук – С.В. Дроздов, двадцать девять кандидатов наук. Заслуженным авторитетом пользовались преподаватели института: В.Д. Васильев, Е.Г. Гандкина, А.П. Микулич, З.П. Басманова, Г.А. Ключников, Я.А. Гандкин, С.Н. Орлов, И.С. Соминский и другие. Улучшение качественного состава преподавателей позволило развернуть научно-исследовательскую работу, направленную на решение актуальных проблем и улучшение работы школ.

Кафедры института уделяли серьезное внимание организации научно-исследовательской работы и привлекали к ней студентов.



«Группа студентов исторического факультета НГПИ. 1958 г.»


На базе исторического кружка доцента А.Г. Захаренко в 1956 году было создано студенческое научное общество (СНО), первая конференция которого состоялась в 1957г. В этом же году кафедра русского языка и литературы организовала первую диалектологическую экспедицию. Одна группа по заданию Института языкознания АН СССР собирала материалы для «Атласа русских говоров» в Осташковском районе Калининской области. Другая группа в Демянском районе начала сбор данных для «Словаря новгородского диалекта». Руководили экспедицией преподаватели А.Г. Черкасова, Г.Н. Аверьянова, А.В. Никитин и Л.П. Казакевич. Инициаторы не могли предположить, что их подвижническая работа по записи народной речи продлится четверть века и обобщится в фундаментальном труде «Новгородский областной словарь» в двенадцати выпусках. Студенты-историки совмещали учебную археологическую практику с изучением далекого прошлого новгородской земли в экспедициях, руководимых кандидатом исторических наук С. Н. Орловым.

С 1956 года в институте ежегодно стали проходить внутривузовские научно-теоретические конференции, было издано четыре тома «Ученых записок НГПИ». В 1959 году на базе НГПИ прошла Всесоюзная Некрасовская конференция, где с докладами выступили и преподаватели Новгородского педагогического института.

В 1959 – 1963 годах институт возглавлял И.И. Костиков, в феврале 1964 года его сменил А.С. Паничев.

Институт продолжал расти и развиваться. В 1960 году в НГПИ был открыт естественно-географический факультет, в следующем году – факультет иностранных языков.

К 1969 году НГПИ имел четыре факультета и готовил учителей по девяти специальностям. На 15 кафедрах работали 145 преподавателей, из них пять докторов наук, 44 кандидата наук. Защитили докторские диссертации В.П. Жуков, С.Н. Орлов, А.С. Силин, кандидатские диссертации защитили А.П. Микулич, Л.А. Жаворонкова, И.Н. Андрианов, В.Г. Иванов Г.А. Ключников, В.В. Тюрин и другие.

Именно в конце 1950-х – в 1960-х годах в Новгородском государственном педагогическом институте сложился коллектив замечательных специалистов, многие годы вносивших весомый вклад в развитие просвещения и культуры области, достойно решавших свою задачу по подготовке высококвалифицированных кадров для учебных заведений. Невозможно назвать абсолютно всех ветеранов педагогического труда, но студенты и коллеги будут помнить уже ушедших от нас и продолжающих здравствовать. В историю образования на Новгородчине вошли имена многих замечательных людей и среди них - М.Н. Андрюшихина, М.Д. Антонов, А.А. Барышева, З.П. Басманова, Г.И. Бржозовский, И.Д. Бутузов, Р.А. Витебская, А.Ф. Генералова, А.Ф. Горин, С.И. Долженко, В.С. Жекулин, А.Н. Зеленов, Н.Л. Коложвари , П.М. Ковалев, А.С. Корнеев, С.А. и А. М. Кузьмины, А.В. Клевцова, ФД. Лившиц, М.А. Макина, Е.Д. Малиновская, С.В.Пигулевский, Ю.А. Петровский, В.И. Ромашова, К.Б. и Л. И. Плиевы, Н.М. Салопеко, В.П. Строгова, А.А. Терентьева, А. Г. Черкасова….. Преподаватели НГПИ вели интенсивную научную работу. С 1966 по 1969 гг. были выполнены исследования по 112 темам, изданы 26 томов «Ученых записок», изданы сборники педагогической направленности, около трех десятков статей в центральных журналах.

Несколько укрепилась материальная база института, работали 15 учебных кабинетов и научных лабораторий, два лингафонных кабинета. Библиотека института насчитывала 153 000 экземпляров книг и 39 000 журналов.

В 1969 году на дневном отделении института обучалось 1206 студентов.

Развитие образования в последующем десятилетии традиционно определялось очередными партийно-государственными решениями - «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи», «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования», «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». Переход ко всеобщему среднему образованию был сложным процессом, потребовавшим усиленной материально-технической базы, квалифицированных кадров, изменения учебных программ и т.п.

Одним из важнейших направлений деятельности НГПИ в новых условиях стало изучение и обобщение опыта работы средней школы и целенаправленная подготовка кадров.

В апреле 1972 года Новгородский государственный педагогический институт возглавил Михаил Иванович Куликов



«М.И. Куликов ректор НГПИ 1972-1985 гг.»


незадолго до этого защитивший диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук. Он родился в 1921 году, участвовал в сражениях Великой Отечественной войны на Северо-Западном и Волховском фронтах, был тяжело ранен. Два десятка лет находился на комсомольской и партийной работе в отдаленных сибирских регионах и по окончании в 1962 году Академии общественных наук был назначен на пост ректора открывшегося педагогического института в Магадане. Через три года состоялся перевод в НГПИ, где Михаил Иванович стал проректором по учебной и научной работе. Более тринадцати лет продолжалась «эпоха ректора Куликова» - время расцвета Новгородского педагогического института. Из кризисного состояния была выведена материально-техническая база, построен новый учебный корпус, актовый зал, просторный спортивный зал, два общежития. Значительно улучшился качественный состав профессорско-преподавательского состава и профессиональная подготовка студентов.

Новгородский государственный педагогический институт стал головным среди педагогических вузов Центра и Северо-Запада России по проблемам обобщения опыта работы сельской школы. Две проблемы: «Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы» (руководитель - доцент И.Д. Бутузов) и «Нравственное воспитание школьников» (руководитель –доцент Н. Л. Коложвари) стали ведущими в профессионально-педагогической подготовке студентов. Весь цикл подготовки студентов к организации воспитательной работы в школе состоял из звеньев: учебный процесс – общественно-политическая практика – факультет общественных профессий - педагогическая практика в школе. Максималистски глобально определялась цель: сформировать морально-волевые качества учителя-гражданина, увлеченного общественной работой. Ей же служили встречи с мастерами педагогического труда, заседания клуба интернациональной дружбы, круглые столы, диспуты.



«И.В. Лукашенко, кандидат педагогических наук с членами клуба «Мы – сухомлинцы».1970-ые гг.»


Здраво и целенаправленно с октября 1971 года при кафедре педагогики начал работу научно - педагогический клуб «Мы – сухомлинцы». Члены клуба глубоко изучали педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, учились творчески использовать опыт работы выдающегося педагога и коллектива Павлышской средней школы, в которой они побывали, пропагандировали его мысли и взгляды о гуманистическом воспитании детей.

Традиционными для клуба стали и научно-теоретические конференции, посвященные наследию выдающихся отечественных педагогов.

Широкое распространение получили педагогические отряды, созданные в 1976-77 учебном году. Студенты педагогического отряда в сельских и городских школах, в клубе для подростков, в школе-интернате вели спортивные секции, кружки по интересам, индивидуально опекали «трудных подростков» и «трудные семьи». Лучшими были признаны педагогические отряды исторического и физико-математического факультетов.



«Студенты НГПИ перед летней практикой в пионерских лагерях»


Научно-исследовательская работа студентов по многим направлениям увязывалась с проблемами истории и перспективами развития Новгородской области. В 1974 году в НГПИ была проведена региональная археологическая студенческая конференция вузов северо-западных и центральных областей России.

Профессорско-преподавательский состав НГПИ продолжал работу по укреплению связи со школой. В 1972 году начал действовать университет педагогических знаний для учителей Новгорода. При кафедре математического анализа успешно работала заочная математическая школа для учащихся 8-10 классов и для переподготовки учителей к работе по новым программам. При других кафедрах работали школы юного биолога, юного лингвиста. В помощь учителям школ преподаватели института подготовили и издали несколько сборников статей и методических пособий («Наша Новгородская земля», «География Новгородской области», «Вопросы школьного краеведения», «Воспитательная работа классного руководителя с учащимися», «Использование краеведческого материала в преподавании биологии» и др.).

Ректорат института обращал внимание на повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава, рост числа дипломированных специалистов.

Несколько десятков из их числа защитили кандидатские диссертации, а доцент Ю.Б. Циркин – докторскую. Были опубликованы монографии профессора М.И. Куликова «Всемирно-исторический процесс и характер современной эпохи» и профессора В.П. Жукова «Семантика фразеологических оборотов».

В 1974 году Новгородский государственный педагогический институт вошел во вторую категорию вузов страны.

К концу 1970-х годов около трети преподавателей института являлись выпускниками НГПИ различных лет. Среди них - C. И. Автономова, О.С. Бердяева, В.М. Глявин, С. Н. Горычева, В.Г. Дидковская, М.Е. Жукова, Г.А. Игнатьев, Н.М. Копытцева, Н.И. Лавров, Г.В. Моховикова, Ю.А. Прокофьев, Г.А. Орлова, В.С. Худницкий и другие. Они все закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации, продолжали вести научную работу. Молодые преподаватели оказались восприимчивы к новым методикам интенсификации учебного процесса, организации самостоятельной работы студентов, проблемному изложению материала и «деловым играм», к подготовке и чтению спецкурсов.

Для студентов были введены дополнительные факультативные занятия по трудовому воспитанию и профориентация учащихся, старшекурсникам читались спецкурсы, широко использовался краеведческий материал. Преподаватели вели разработку народохозяйственных проблем: «Природные ресурсы Новгородской области, их рациональное использование и охрана» под руководством доцента А.Н. Попова, «Экология и биоценотические связи основных группировок животных водоемов Северо-Запада» под руководством доцента П.М. Ковалева. Биологи провели регистрацию флоры лугов близ Чудово, описали все виды растений в окрестностях Валдая, географы подготовили рекомендации природоиспользования в районах развития карста, изучили эффективность лесомелиоративных работ на Окуловском участке. Доцент Л.Н. Данильчук разработал комплекс аппаратуры и методику рентгенографического контроля дефектов полупроводниковых кристаллов для производственного объединения «Планета». К научным разработкам привлекали студентов.

Прекрасной школой трудовой закалки зарекомендовали себя студенческие строительные отряды (ССО).

Бойцы отрядов «Россияне», «Ваганты», «Ольвия», «Ритм», «Вега», «Гренада», «Эллада», «Земляне», «Ассоль», «Волхова» внесли вклад в возведение объектов сельского хозяйства, в мелиоративные работы, участвовали в строительстве нового учебного корпуса НГПИ. Студенты в третьем трудовом семестре ремонтировали сельские школы, оборудовали спортивные площадки, выступали с лекциями и концертами перед сельскими тружениками, шефствовали над ветеранами войны и труда, приводили в порядок воинские захоронения. В составе линейных отрядов трудились подростки, состоявшие на учете в детской комнате милиции.



«Торжественное собрание, посвященной 60-летию НГПИ.1979 г.»


В 1979 году НГПИ отметил свое шестидесятилетие. На его шести факультетах готовились учителя по десяти специальностям. На дневном отделении обучались 1748 студентов, на заочном отделении – 1677. Только за семидесятые годы институт подготовил более трех тысяч учителей, в основном для Новгородской области, что позволило повысить качественный состав преподавателей средней школы. Выпускники НГПИ трудились во многих республиках и областях Российской Федерации.

Хорошим подарком студентам и преподавателям в год шестидесятилетнего юбилея стал новый учебный корпус.



«Открытие нового учебного корпуса НГПИ.1979 г.»


На его четырех этажах разместились специализированные лаборатории естественно-географического и физико-математического факультетов, аудитории факультета педагогики и методики начального обучения и кабинеты общеинститутских кафедр. К этому времени материально-техническая база института значительно окрепла. Библиотечный фонд насчитывал более четверти более четверти миллиона экземпляров книг и журналов. Для обеспечения учебного процесса были оборудованы 21 кабинет вузовского типа и 8 – школьного, 8 лингафонных кабинетов и 22 лаборатории. Для института приобрели телевизионную установку, семь видеомагнитофонов, 11 киноустановок, 10 кодоскопов, 63 проектора, 19 магнитофонов. На лекциях, семинарских и лабораторных занятиях широко применялись технические средства обучения – предмет гордости и постоянной заботы ректора.



«На занятиях в лингафонном кабинете.1980-е гг.»


В состав ректората НГПИ входили: ректор – доктор философских наук, профессор М. И. Куликов, проректор по учебной работе – кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель школы РСФСР П. В. Волков, проректор по научной работе - кандидат исторических наук, доцент К.Б. Плиев, проректор по заочному обучению – О.И. Филиппова, проректор по административно-хозяйственной работе – В.А. Егоров.

За большие заслуги в деле подготовки педагогических кадров и в связи с 60- летием Новгородский государственный педагогический институт был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 1980-х годов начался заключительный этап в работе НГПИ как самостоятельного вуза, который характеризовался дальнейшим совершенствованием подготовки педагогических кадров как в количественном, так и в качественном отношении.

В 1982 году на базе НГПИ было проведено Всероссийское совещание ректоров педагогических вузов, директоров средних педагогических учебных заведений и руководителей органов народного образования с обсуждением проблемы «Совместная деятельность педвузов, школ и органов народного образования по повышению качества подготовки учителей».

По итогам работы 1982 года институту было присуждено Переходящее Красное Знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. Совещание дало новый импульс совершенствованию качества подготовки учителей. В 15 школах области были организованы факультативы и кружки по основам психолого-педагогических знаний.

В целях коренного улучшения довузовской подготовки учащихся и формирования у них психологической готовности к выбору учительской профессии с 1 сентября 1990 года на улице Студенческой был открыт педагогический лицей, в котором учащиеся 8-11 классов занимались по трем профилирующим циклам: физико-математическому, естественному и гуманитарному.

Руководством НГПИ и института усовершенствования учителей был утвержден план совместных научно-педагогических исследований и экспериментов в базовых школах и научно-педагогической помощи школам и дошкольным учреждениям. За кафедрами и факультетами было закреплено 27 базовых, экспериментальных и опорных школ, в том числе девять сельских, в которых работа проводилась по комплексной теме: «Совершенствование форм и методов воспитания». В ее разработке активное участие приняли 32 преподавателя педагогического института. В НГПИ был создан научный центр по изучению и обобщению опыта работы учителей Новгородской области и психологическая лаборатория по методике работы с одаренными детьми. Доцент М.Н. Певзнер начал чтение нового курса «Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике». Постоянным направлением оставалась организация педагогической практики, особенно в сельских малокомплектных школах.

Обучение студентов проходило со все большим использованием новых информационных технологий на базе электронно-вычислительной техники. На кафедре математического анализа была сформирована секция по информатике и открыта лаборатория вычислительной техники, а вскоре на физико-математическом факультете была открыта новая специальность «Математика, информатика и вычислительная техника». В средних школах № 2, 4, 8, 13 и 14 Новгорода и Савинской средней школе ввели дисциплину «Основы информатики и вычислительной техники». На всех факультетах началось чтение курса «Использование современных технических средств в обучении». Трудности состояли в недостаточной обеспеченности материальной базы.

Постоянно возрастал уровень квалификации преподавательского состава НГПИ, более половины составляли специалисты с учеными степенями и званиями. В НГПИ сложилась система подготовки преподавателей через аспирантуру и докторантуру. Переподготовка в институтах и на факультетах повышения квалификации проводилась через каждые пять лет.

С 1988/89 учебного года институт перешел на новые учебные планы, которые расширили права ученых советов и кафедр в вопросах организации и содержания преподавания, что позволило уменьшить число нормативных дисциплин, сократить часы обязательных аудиторных занятий, до половины бюджета времени отвести на самостоятельную работу студентов. Были пересмотрены рабочие программы и планы семинарских и практических занятий. Традиционные лекции стали уступать место проблемным, обобщающим, дающим рекомендации для углубленного изучения курса. Применялись деловые игры и занятия-дискуссии.



«Участники студенческого литературного клуба «Зеленая лампа» с руководителем , доцентом В.В. Мусатовым.сер.1980-х гг.»


Середина 1980-х и начало 1990-х годов – интересные и неоднозначные страницы в истории НГПИ. Они вместили в себя весь спектр процессов, проходивших в стране в целом и в педагогическом образовании в частности. В высшей школе они начались с попыток реформирования и демократизации, завершились принципиальным отказом от прежней системы подготовки профессиональных кадров. В условиях общенационального кризиса школы и вузы выпускали все меньше людей, подготовленных для работы в народном хозяйстве, заметно понизился интерес молодежи к получению образования, не имевшего перспектив в ближайшем будущем. Немаловажной проблемой стал отток из страны наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом значительно более благоприятные условия для жизни и работы. Попытки смягчить проблему предпринимались за счет введения альтернативной образовательной системы в форме гимназий, лицеев, колледжей, техникумов и вузов. В общем кризисе НГПИ оказался в сложных условиях. Резко сократилось государственное финансирование, лихорадили непродуманные рекомендации по реформе высшего педагогического образования.



«Преподаватели и сотрудники НГПИ - ветераны Великой Отечественной войны.1985г.»


В институте происходила смена руководства. В 1985 году по состоянию здоровья вынужден был покинуть пост ректора М.И. Куликов. Ректором был назначен кандидат физико-математических наук П.В. Волков. ОН руководил институтом более трех лет, но состояние здоровья не позволило и ему продолжить эту деятельность.

В ноябре 1988 года состоялось расширенное заседание Ученого совета института, на котором на альтернативной основе ректором был избран кандидат философских наук, доцент Н.Г. Биндюков. Это был восьмой за послевоенные годы и, как оказалось, последний ректор НГПИ.

В те годы заметно возросла общественно-политическая активность преподавателей и студентов. Существенно расширился круг вопросов, которые решались при непременном участии студенчества. Они составили четверть составов ученых советов института и факультетов. Студенты исторического факультета А.Кармановский и А. Костюков были избраны народными депутатами областного совета, а доценты В.Ф. Андреев, Г.А. Орлова, В.И. Галко и студент физико-математического факультета В.Русак – народными депутатами Новгородского городского совета. Проректор по учебной работе, доцент Ю.А. Прокофьев, избранный депутатом областного Совета, был членом Президиума Совета и председателем комиссии по образованию и делам молодежи.

Ректор института Н.Г. Биндюков был избран членом ЦК Коммунистической партии РСФСР.

Безусловно, особое место занимали экономические проблемы. Институт начал испытывать очень серьезные затруднения с финансированием. Ректорат вынужден был искать внебюджетные средства для сохранения вуза.



«Преподаватели и выпускники физико-математического факультета НГПИ. 1991г.»


И, несмотря на объективные трудности, институт продолжал деятельность по подготовке квалифицированных специалистов. В 1990 году был осуществлен первый набор в открывшуюся в институте аспирантуру. Педагогический коллектив к началу 1992 года составлял 254 человека, в том числе семь докторов и сто двадцать семь кандидатов наук. Выпускники НГПИ занимали руководящие посты в институте. Проректором по учебной работе стал Ю.А. Прокофьев, по научной работе – В.С. Худницкий, по заочному отделению – И.П. Коваленко.

За все годы существования институт подготовил более двадцати пяти тысяч учителей. Более ста из них удостоены почетного звания «заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1992 года НГПИ предстояло перейти на многоуровневую структуру образования. Компетентная комиссия вынесла заключение, что институт в целом соответствует системе, предусматривающей введение бакалавриата и магистратуры. Вскоре в созданный комплекс вошло педагогическое училище. Однако в следующем году на базе педагогического и политехнического институтов был создан университет. Подготовка учительских кадров продолжилась в новых условиях и на новой основе.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ