На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Новгородский государственный учительский институт (НГУИ), 1934- 1953гг.

В начале 30-х годов в стране было введено всеобщее обязательное начальное образование, четко определена новая структура школы: начальная,. семилетняя, средняя.

Увеличение срока обучения и усложнение задач, стоявших перед народным образованием, потребовали педагогических кадров высшей квалификации. В сентябре 1932 года на базе педтехникума открылся Новгородский Государственный педагогический институт имени М.Н. Покровского с факультетами: историческим, русского языка и литературы, физико-математическим и естественно-географическим. Однако такой статус учебное заведение сохраняло всего два года. 1 сентября 1934 года своих питомцев встретил уже учительский институт (НГУИ) с двумя факультетами – историческим и русского языка и литературы. Физико-математический факультет перевели во Псков, естественно-географический - в Ленинград. Срок обучения был сокращен до трех лет, высшего образования не давалось.

На начало сентября 1936 года в институте обучалось 502 студента, из них 283 на истфаке и 219 - на литфаке.

В институте работал 21 преподаватель, из них два профессора – ленинградец В.С. Фарфоровский преподавал историю древнего мира и А.П. Георгиевский читал курс истории русского языка; два доцента, 13 исполняющих обязанности доцента. Четверо преподавателей приезжали из Ленинграда. До 20 июля 1933 года институт возглавлял К.Д. Митропольский, затем его сменил П.М. Кимен, окончивший в 1921 году факультет общественных наук МГУ.

Деканом исторического факультета был и.о. доцента Г.К. Шиханов, деканом факультета русского языка и литературы – доцент Г.И. Лебедев. Кафедру истории возглавлял П.М. Кимен, русского языка и литературы – А.И. Германович, впоследствии доктор филологических наук..



«Студенты факультета русского языка и литературы. 1937г.»


Заведующим кафедры педагогики и одновременно заместителем директора по учебной части был А.А. Буров, окончивший педагогический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена и аспирантуру и наиболее подготовленный как педагог.

В сентябре 1936 года в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР институт перешел на новый учебный план, в основе которого лежала стабильность расписания, непрерывность учебного процесса в течение дня, изучение не более шести дисциплин в семестр и максимум трех в день.

«Студенты исторического факультета НГУИ.В первом ряду преподаватель А.И. Дижев и профессор С.В. Фарфоровский.
1936 г.»


В соответствии с указаниями Наркомпроса от 31 октября 1936 года «Об учебной работе учительских институтов» по несокращенным программам пединститутов изучалась педагогика, психология, военное дело, история древнего мира, история средних веков, методика преподавания истории, языкознание, фольклор, древняя литература, русская литература XVШ века. Остальные дисциплины преподавались по сокращенным программам. Пристальное внимание уделялось идейно - политическому воспитанию молодежи. Все студенты и слушатели подготовительных курсов были охвачены партпросвещением через кружки и занятия, где изучались вопросы текущей политики.

Многообразной была и общественная жизнь в институте. Студенты НГУИ ездили на экскурсии в Ленинград и Псков, три раза в неделю устраивали киносеансы. Они организовали кружок западноевропейских танцев, работал студенческий театр. Регулярно выпускались стенные газеты: «За учительские кадры», «За передовой вуз», «Истфаковец», «Литфаковец». Работали исторический и литературный кружки. Активно велась шефская работа в воинских частях и колхозах.(В 1038-1939 учебном году в институте обучалось 672 студента, в следующем –622, в предвоенном – 436. В предвоенные годы директором института был В.В. Скобеев, в НГУИ работали 34 преподавателя, среди них доценты: А.А. Буров, А.Н. Белорусов, И.С. Кардашов, А.Ф. Никитин, Г.И. Лебедев, В.И. Чуриков. Научно-исследовательская работа преподавателей НГУИ активизировалась в связи с восстановлением ученых степеней и званий. Так, на кафедре истории В.А. Фигаровский под руководством академика Б.Д. Грекова работал над кандидатской диссертацией по теме «Борьба со шведской интервенцией в XVП веке». Н.С. Масленников трудился над темой «Роль испанских городов в эпоху Реконкисты», Н.И. Сможевский занимался исследованием «Русская историческая живопись в преподавании истории СССР в средней школе», М.Д. Изместьев – «Русские портреты Эрмитажа».

Для заштатного райцентра предвоенный Новгород имел неплохой учебный и научный потенциал. В его школах, ремесленных училищах, дорожно-строительном техникуме, фельдшерско-акушерской школе и учительском институте обучалось свыше 9, 5 тысяч учащихся, т.е. почти в три раза больше, чем в городе дореволюционном.

Среди выпускников НГУИ тех лет –заслуженный учитель школы Литовской ССР Л.А. Попова, профессор Мичуринского педагогического института М.П. Шульц, ленинградский профессор Б.И. Резников и многие другие.

Между тем на пороге были суровые испытания. Великая Отечественная война смертельным вихрем ворвалась в мирную жизнь советского народа. 22 июня 1941 года в институте прошел митинг, актовый зал был переполнен. Выступления участников митинга были непродолжительными, страстными и взволнованными. Все были готовы отдать свои силы, а если понадобится - и жизнь во имя победы над врагом.

Заканчивалась экзаменационная летняя сессия, дипломы об окончании Новгородского государственного учительского института получили 217 преподавателей истории, русского языка и литературы.

Студенты и выпускники НГУИ в те трагические дни принимали участие в создании оборонных заграждений, дежурили в госпиталях, участвовали в демонтаже и эвакуации оборудования, библиотеки своего института.

В августе 1941 года Новгород был оставлен советскими войсками. Учительский институт прервал свою деятельность.

Многие студенты с оружием в руках защищали Родину. В их числе были выпускники В. Костин, А. Смирнов, С. Яковлев, И. Белов, Ю. Смирнов и многие другие. На фронт и в партизанские отряды отправилось 30 студенток-медсестер. Стали партизанами и храбро воевали Ф. Жемойтель, Б. Исаев. Мужественно сражался против фашистов Л. Карабач, командир партизанского отряда, погибший на территории Батецкого района. При выполнении боевого задания погиб новгородский подпольщик А. Устинов. Не вернулись с огненных полей войны, не пришли к своим ученикам в школьные классы П. Козинец, М. Кондратьев, М. Пудеев, преподаватели Е. М. Трофимов, Ю.Н. Шершеневич и многие, многие другие. В память о студентах и преподавателях, павших смертью храбрых в сражениях Великой Отечественной войны, в здании института установлена мемориальная доска.

19 августа 1945 года вышел приказ Совета Народных комиссаров РСФСР о восстановлении Новгородского государственного учительского института с пребыванием его в городе Боровичи (Новгородская область). Выбор был не случайным. Город на Мсте с прилегающими восточными районами области не подвергался оккупации, сохранил весь школьный фонд и немалый контингент учащихся, которые могли стать абитуриентами. В Боровичах размещалось педагогическое училище. Под учебный корпус института было отведено здание неполной средней школы № 3.

1 октября 1945 года в институте начались занятия. В первом послевоенном учебном году в институте работали историко-филологическое, физико-математическое и подготовительное отделение, на которых обучалось 127 человек. Возглавил институт А.И. Антипов, окончивший в свое время коммунистический университет им. Я.М. Свердлова.

Преподавательский состав был небольшим – всего 12 человек, из них 7 штатных, 2 профессора-совместителя и Ленинграда и 3 почасовика: Л.З. Тетерин, В.М. Абрамов, Б.В. Леохновский, О.Н. Рыбаков, Н.А. Арцебашев, Г.А. Ключников и другие.

В первый учебный год институт испытывал острый недостаток в учебной и методической литературе, технических средствах и лабораторном оборудовании, наглядных пособиях и картах. Не было своей библиотеки. Лишь в январе 1946 года в Боровичи вернулась часть изрядно поредевшего библиотечного фонда из Вологды, куда он был эвакуирован в начале войны. Многие ценные издания, учебники и пособия исчезли. Пришлось заново пополнять книжные полки и хранилища. Коллектив библиотеки проявил энтузиазм и завидную работоспособность.

С первых дней своей деятельности институтское руководство заботилось о создании нормальных условий для жизни и учебы студентов. Институт, как и до войны, готовил учителей для начальной и неполной средней школы, но по сокращенной программе.

В 1946-1947 учебном году было открыто естественно-географическое отделение. С 1947 года во втором семестре на всех отделениях в течение 10 дней проводилась педагогическая практика. В 1948 –1949 учебном году штатный состав преподавателей увеличился до 18 человек – Я.А. Гандкин читал историю СССР, М.И. Рунтова –педагогику, А.С. Силин – всеобщую историю, Н.С. Гинсбург – географию.

Первый послевоенный выпуск (58 учителей) состоялся летом 1947 года. Более половины выпускников сдали экзамены на «хорошо» и «отлично», а четырнадцать получили дипломы с отличием. Таким был первый результат деятельности Новгородского учительского института в его «боровичский» период. Его преподаватели понимали острую необходимость в кадрах для системы народного образования области, сильно пострадавшей в период немецкой оккупации. В первую очередь надлежало подготовить необходимое количество специалистов для школ восстанавливаемых районов, но немалая потребность в них была и в бывшем тылу.

При всех трудностях, которых было более чем достаточно, педагогический коллектив НГУИ с достоинством трудился над решением проблемы.

В последующие годы с укреплением учебной и материальной базы института, увеличением студенческого состава, совершенствованием учебного и воспитательного процесса росло и количество преподавателей.



«Группа студентов исторического факультета НГУИ. Боровичи.1951г.»


Накануне переезда в Новгород в штате института работало 24 преподавателей, из них с учеными степенями –восемь. На пяти отделениях – историческом, физико-математическом, русского языка и литературы, естественно-географическом, физической культуры и спорта – обучалось 279 студентов.

Распределялись выпускники в основном по деревням Новгородской области, но в 1953 году 12 выпускников выехали на работу в Читинскую область и Хабаровский край.

Преподавательский коллектив института, работая в стесненных условиях, на скромной научной и учебной базе, из года в год добивался повышения успеваемости студентов и качества их профессиональной подготовленности. Среди работников народного образования области были широко известны имена мастеров педагогического труда, окончивших учительский институт в Боровичах – П.В. Волков (ректор НГПИ в 1985 –1988 гг.), А.В. Петров (декан исторического факультета ),Н.В. Завидовская, А.С. Шапошникова и А.А. Степанова (директора Боровичских школ) и другие.

В институте проводилась интересная научно-исследовательская работа, преподаватели института составляли костяк городских групп лекторов и докладчиков, развивались творческие способности молодежи, на должный уровень была поставлена физическая подготовка.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ