На главную страницу
www.osi.ru
События
время события люди музей библиотека клуб
Александровская мужская гимназия.

22 сентября 1786 года генерал-губернатор Н.П. Архаров торжественно открыл в Новгороде первое светское учебное заведение - четырехклассное народное училище. Именно оно стало базой для создания, одного из первых в стране, среднего учебного заведения – мужской гимназии.

В начале XIX века правительстве Александра I провело реформирование системы образования в стране. Было создано Министерство народного просвещения, призванное руководить просвещением, воспитанием, наукой, литературой и прессой. Оно разработало «Предварительные правила народного просвещения», согласно которым главные народные училища стали преобразовываться в гимназии.

«Устав учебных заведений, подведомственных университетам», принятый в 1804 году, определил систему образования, которая предусматривала четыре ступени: высшую – университеты в каждом округе, среднюю – гимназии в губернских центрах, промежуточную – уездные училища и низшую приходские школы в городах и селах.

Вся Россия была разделена на шесть учебных округов, в том числе был организован Петербургский учебный округ, куда вошла Новгородская губерния. Всю научно-педагогическую деятельность округа возглавлял университет, при котором создавались училищные комитеты, а преподаватели университета являлись «визитаторами», выполнявшими функции наставников, методистов, инспекторов учебных заведений округа.

Летом 1808 года Новгород посетил попечитель Петербургского учебного округа Н.Н. Новосильцев. Он экзаменовал учеников третьего класса народного училища, которые успешно выдержали испытания и следовательно могли изучать гимназический курс.

9 июля 1808 года в Новгороде состоялось торжественное открытие мужской гимназии, директором которой был назначен А.Я. Макулов. На литургию, проходившую по этому случаю в Софийском соборе, собралось много горожан. После ее окончания был совершен крестный ход в Путевой дворец, где состоялось торжественное собрание с представлением поименно будущих преподавателей и гимназистов. По случаю знаменательного события последовали крупные пожертвования со стороны губернатора и многих дворян.

Разместилось учебное заведение в старом здании народного училища на Посольской улице.

Обучение в гимназии длилось четыре года, воспитанники изучали географию и историю, экономику и философию, математику и физику, словесность. Значительное место в учебном курсе занимали латынь, немецкий и французский языки.

Выпускники имели право поступить в высшее учебное заведение, стать учителем в уездном училище или приходской школе. Они могли также сделать карьеру чиновника, поступить на военную службу или остаться просто «благовоспитанным человеком». Работало в гимназии 8 штатных учителей. Первыми преподавателями гимназии были, главным образом, выпускники духовных учебных заведений, окончившие специальный курс в педагогическом институте столицы.

Однако уже первый год существования гимназии был омрачен тем, что директор мало интересовался делами вверенного ему учебного заведения и умудрился растратить порядочную сумму казенных денег.

Новым директором назначили Н.И. Монкошова. Он не имел педагогического образования, но благодаря его стараниям и усердию, при скудных средствах, разваливающемся помещении, недостатке кадров гимназия продолжала развиваться.

В 1827 году в Новгород прибыл министр народного просвещения. На показательных экзаменах, которые провели в гимназии, присутствовали высокий гость, губернатор и отцы города. Можно представить как они себя чувствовали в полуразвалившемся помещении. Вскоре на счет гимназии были перечислены девятнадцать тысяч рублей, а новгородское дворянство подарило место для строительства нового здания.

Однако только в 1838 году гимназия переехала на Большую Московскую улицу.



«Здание Александровской мужской гимназии.Фото н. ХХ в.»


По красной линии располагались трехэтажный учебный корпус в стиле позднего классицизма и двухэтажный небольшой флигель, объединенные каменными воротами, а в глубине участка располагалось одноэтажное здание пансиона. Позже при нем открыли домовую церковь. Наличие специального помещения для проживания дало возможность расширить прием учеников, закончивших уездные училища и достаточно подготовленных для изучения гимназического курса. Число учащихся в 1839 году составляло 100 человек, 20 из них дворянских пансионеров. За двадцать последующих лет количество пансионеров из дворян удвоилось.

В 50-ые годы Министерство народного просвещения начало подготовку реформирования школы. После отмены крепостного права и ряда реформ в политической системе встала как никогда проблема нехватки образованных людей, необходимых для работы в земствах и судебных учреждениях, местном административном аппарате и в экономике. По Уставу 1864 года, наряду с традиционными гимназиями с двумя классическими языками – греческим и латынью – действовали реальные гимназии с изучением живых иностранных языков и предметов естественно-математического цикла. Новгородская мужская гимназия стала называться классической. Вводилась единая и обязательная для всех форма одежды:

темно-зеленый сюртук с черными пуговицами, такого же цвета фуражка с синим околышем, темный галстук и темно-серые брюки.

Выпускник имел право на получение гражданского чина четырнадцатого класса «Табели о рангах».

С 1871 года по новому « Уставу гимназий и прогимназий» устанавливался восьмилетний срок обучения в классических гимназиях, кроме того, вводился подготовительный класс, куда принимались дети до 10 лет с целью подготовки к обучению в гимназии.

Для поступления в гимназию от родителей или опекунов требовалось подать прошение и подписать Обязательство, в котором четко оговаривались условия содержания и поведения ученика. В него входило 12 пунктов, касающихся своевременной платы за обучение, возврата казенных вещей, достойного поведения гимназиста в период каникул, оказания почтения властям, требования от родителей и опекунов «иметь надзор» за гимназистами при посещении концертов, театра, разного рода увеселений, кроме того, поручитель брал на себя ответственность «за добрую нравственность воспитанника», его внешний вид, манеру поведения.

Педагогический совет гимназии, активно выступая за демократическое реформирование школьной жизни, принимал решения, способствующие интеллектуальному и нравственному развитию учащихся. Учебный план постоянно корректировался, делались попытки связать обучение с практическими наблюдениями и опытом учащихся. В учебных кабинетах было достаточное количество наглядных пособий. В физическом кабинете находились приборы по всем изучаемым темам и даже отдельная библиотека с книгами по физике. Хорошо был оснащен и естественный кабинет.

Ежегодно пополнялся фонд гимназических библиотек. Для преподавателей и старших учеников существовала основная фундаментальная библиотека, в которой насчитывалось около двух тысяч томов и было 10 разделов: религиозно-нравственный, словесности, педагогики, философии , географии истории, математики и физики, иностранных языков. В журнальном отделе были представлены российские и некоторые зарубежные журналы.

Но жизнь гимназии не замыкалась только учебными делами. В гимназии имелся хор, а ее духовой и струнный оркестры были непременными участниками всех культурных мероприятий города.

Много внимания уделялось физическому воспитанию юношей, особенно старших классов. Для этого имелся гимнастический зал и специально оборудованная площадка, где занимались военной и строевой подготовкой.

По Первой Всеобщей переписи 1897 года в Новгороде насчитывался 25731 житель, грамотные среди взрослого населения составляли 58,5 %. Это высокий показатель для России и доказательство того, что система обучения в Новгороде находилась на достаточно высоком уровне.

В 1908 году в новгородской мужской гимназии обучалось около 400 человек, прием в гимназию производился на конкурсной основе. В этот год она отметила вековой юбилей и стала именоваться Александровской в честь ее учредителя императора Александра I. В приветственном адресе члены Городской думы подчеркивали, что за время своего существования она, несмотря на все превратности судьбы, была «истинным храмом науки, выпустив из своих стен тысячи питомцев, многие их которых стяжали впоследствии почетное имя на различных поприщах государственной и общественной жизни». После знаменательного события гимназия просуществовала еще десять лет.

В 1918 году гимназия была закрыта.

Много прекрасных педагогов работало в разные годы в мужской гимназии. Особенно везло ей на учителей географии и истории. Хорошо было поставлено и преподавание физики.

Среди директоров этого учебного заведения необыкновенной преданностью своему делу отличались А.Ф. Колоколов, проработавший на посту директора с 1887 до 1908 года, Н.В. Волков – активный член Новгородского общества любителей древности. С 1844 по 1851 гг. в гимназии трудился выдающийся педагог своего времени И.И. Красов, преподававший историю и латынь. 19 лет преподавал в гимназии русскую грамматику и географию И.П. Куприянов. С 1868 по 1871 год историю и географию в гимназии преподавал известный в России педагог Я.Г. Гуревич. Преподавателем французского языка в мужской гимназии в к. XIX в. был Я. С. Ельяшевич.

Из стен новгородской классической гимназии вышло много талантливых деятелей науки, культуры, искусства. В 1839 г. окончил гимназию русский изобретатель А .И. Шпаковский. Выпускником 1840-х гг. был известный новгородский краевед В.С. Передольский; известный историк, профессор Петербургского и Варшавского университетов А.И. Никитский учился в гимназии в 1850-е гг. В конце 1850-х - нач. 1860 –х гг. в гимназии учился будущий ученый в области железнодорожного транспорта А. П. Бородин. C 1863 года по 1871 в Новгородской мужской гимназии учился Александр Львович Блок, отец известного российского поэта А. А. Блока. По окончании Санкт- Петербургского университета в 1875 году, А.Л. Блок был оставлен на работе в университете, впоследствии был приглашен доцентом в Варшавский университет, где был профессором и деканом юридического факультета. С серебряной медалью окончил гимназию будущий поэт, активный деятель народничества П.Ф. Якубович, его сверстником был В.Н. Сорока-Росинский, посвятивший очень важному и благородному делу народного образования. Выпускником новгородской гимназии был великий русский композитор, пианист, дирижер и педагог – А.С. Аренский. Выдающийся физик , академик АН СССР П.И. Лукирский также был выпускником мужской новгородской классической гимназии, в конце XIX века в гимназии учился Гаршин В.Г., врачонколог, действительный член АМН.

 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ