На главную страницу
www.osi.ru
Библиотека
время события люди музей библиотека клуб
Читальный зал



1. Ирина Покровская. "Среди измен, среди могил он улыбаясь сыпал розы..."

2. Петрова Л.А. В.П. Острогорский - педагог, писатель, издатель и общественный деятель.





Ирина Покровская.
"Среди измен, среди могил он улыбаясь сыпал розы..."
Отмечая 140-летие А.С. Аренского.


Творчество Антония Степановича Аренского - явление необычное. Современники восхищались его композиторской и исполнительской деятельностью; получила заслуженное признание его дирижерская и педагогическая работа.

Популярность Аренского при его жизни была поистине необыкновенной. Его музыку исполняли Танеев, Пабст, Зилоти, Есипова и другие видные артисты. Эмоциональная открытость, чистота и особая мелодичность сочинений Аренского находили отклик у самой различной аудитории - от профессионалов до любителей. Аренский принадлежал к тем редким композиторам, которые пленяют и глубоко трогают слушателя буквально с первых тактов сочинения. Все это поставило Аренского в ту пору в ряд виднейших деятелей отечественного искусства. Музыка Аренского всегда находила отзвук в душе Л.Н. Толстого: "Из молодых русских композиторов выдается один Аренский", - считал он. Аренского признавали крупнейшие музыкальные авторитеты. Ученики Аренского по классу теории музыки, среди которых были С. Рахманинов, Г.Конюс, Р. Глиэр, А. Корещенко, Н. Игумнов не только восторгались его творчеством; их привлекала широта художественных интересов, разносторонняя эрудиция, глубокая начитанность и подлинная интеллигентность А.Аренского.

Творчество Аренского соприкасалось с русским искусством конца XIX и начала ХХ века во всей его многогранности. Оно по сути глубоко связано с современной ему русской музыкой, литературой, живописью, театром. Романтика чувств, благородство и проникновенный лиризм, выраженные в творчестве Аренского, созвучны интонациям произведений Тургенева, Куприна, Гончарова, Бунина. В поэзии образному миру Аренского созвучно было творчество Фета, Тютчева, Майкова. Общее для них - необычайно чуткое ощущение природы и мастерства ее изображения. Это же сближает Аренского и с линией "лирической пейзажности" в русской живописи, отраженной в одухотворенных полотнах Левитана, Борисова - Мусатова, Васильева.

Аренский - глубокий и проникновенный лирик. Он не принадлежал к композиторам крупного масштаба, выдвигающим новые творческие принципы. Ранее в критике высказывалось мнение, что "третьему поколению" русских композиторов XIX века ( к ним относят, помимо Аренского, таких разных творцов как С.Танеев, К. Лядов, А. Глазунов) суждена роль не первооткрывателей, а продолжателей начатого дела, сделанных творческих открытий. Такая оценка во многом спорна. Однако относительно Аренского она справедлива. Нельзя не согласиться, что он действительно не принадлежал к числу крупных художников-реформаторов. Но это ни в коей мере не умаляет его заслуг: Аренский обладал неповторимой художественной индивидуальностью и потому занял особое, только ему принадлежащее место в русской музыкальной культуре. Композиторский почерк Аренского определялся не столько новизной отдельных элементов, сколько оригинальной манерой использования уже известных средств.

Творчество Аренского разнообразно по своему жанровому составу. Наряду с множеством вокальных и фортепианных сочинений камерного плана, его перу принадлежат два концертных произведения с оркестром - Концерт фа-минор и Фантазия на темы Рябинина; три оперы - "Сон на Волге", "Рафаэль", "Наль и Дамаянти", две симфонии, балет, ряд оркестровых произведений. Но именно в камерном жанре наиболее ярко выявились такие привлекательные стороны его композиторского дарования как благородство, красота и пластичность мелодики при ясности и прозрачности фактуры. Любимым жанром композитора стала утонченная и изысканная миниатюра.

Как известно, Аренский не был пианистом-профессионалом. Но, тем не менее, его концертам неизменно сопутствовал успех. Аренский - пианист играл на эстраде только свои сочинения. И по откликам слушателей он не имел себе равных в исполнении собственной музыки.

Огромная популярность Аренского - композитора и пианиста - при жизни постепенно сменилась забвением. В 10-20 гг. ХХ в. рождалась новая эстетика, новое мироощущение. В свете происходящих жизненных перемен пересматривались многие критерии художественной оценки. На сцену взошли новые творческие течения, во многом противопоставляющие себя изысканному и интимному искусству миниатюрности. Вагнер поражал пышным блеском своих партитур, богатством и роскошью красок; большой интерес вызывали смелые оркестровые открытия Штрауса; завоевывал сердца слушателей импрессионизм. "Властителями музыкальных дум" в России девятисотых годов стали С.Рахманинов, А.Скрябин, Аренский оказался не единственным композитором, причисленным тогда к "отжившему прошлому". Кроме того в конце двадцатых годов в России начали доминировать вульгарно-социологические концепции. Провозглашалась жесткая зависимость искусства от социально-экономических факторов. Наследие Аренского - "искусство традиционных форм и уравновешенных мыслей" - не могло выжить в этих условиях, оказалось сметено волной новых веяний. Однако, по справедливому замечанию В. Лебла, "резкое охлаждение к творчеству великих романтиков: не может быть постоянным явлением. В истории : музыки все постепенно становится на свои места, ни одно из больших творческих достижений не утрачивается навсегда:". Хочется верить, что музыка Аренского - ее светлый мир, пластичность и красота стройных пропорций, - вновь вернется к слушателю, доставляя ему подлинную эстетическую радость.

Уже сейчас в этом направлении намечаются обнадеживающие тенденции. В последние годы сочинения Аренского все чаще звучат на концертной эстраде. Так, предсиавленные в 1999 году в Москве "Музыкальные выставки" были целиком посвящены творчкеству композитора. В Великом Новгороде ежегодно проводятся фестивали и фортепианные конкурсы имени Аренского.

На родине Аренского, в Великом Новгороде, уже много леи существует музей композиторов-земляков: А.С. Аренского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, в котором представлены интереснейшие экспозиции, рассказывающие об их жизни и творчестве. Основатели музея, Валерий Васильевич и Идея Гавриловна Демидовы, проделали большую работу по созданию музея и популяризации имени Аренского. Одна из музыкальных школ города носит почетное имя композитора.

Произведения Аренского необходимы фортепианной педагогике и исполнительству. Привлекает также и отсутствие штампов в их интерпретации, что дает свободу творческой фантазии пианиста. Ведь в наследии Аренского могут быть выявлены как особая, светлая эмоциональность, так и сильнейшая ностальгическая нота:

Ж. Чело.-2001. - №3.-с.104-105.










Петрова Л.А.
В.П. Острогорский - педагог, писатель, издатель и общественный деятель.


Виктор Петрович Острогорский родился 16 февраля 1840 года в городе Санкт-Петербурге в семье отставного чиновника "коллежского асессора Петра Павлова сына Острогорского, православного исповедания и законной жены его Шарлотты Иоакимовой, лютеранского исповедания".

Отец Острогорского был человеком способным, начитанным, но неуравновешенным. Будучи офицером на службе в Финляндии, он, против воли родственников, женился на красавице шведке, выдающейся певице и музыкантше. От этого брака родилось четверо детей, но трое умерли в раннем возрасте, выжил только младший -Виктор. Не поддержанные материально родными, Острогорские испытывали немалую нужду, почему отец Виктора Петровича рано покинул офицерскую службу и занялся рискованными торгово-промышленными делами, которые "то приносили значительные средства, то повергали семью в нужду и бедность".

Когда Виктору минуло три года, мать скончалась, оставив его на попечение нянечки - немки Фредерики Яковлевны Пальм, дочери ревельского кистера, строго религиозной, страстной поклонницы Ф. Шиллера.

Отец рано начал знакомить сына с литературой, театром, учил музыке и пению, а у своей няни мальчик научился свободно говорить по-немецки. "Как и когда выучился я читать и писать по-русски, не помню. Помню только, что и читал я, и списывал с книги уже по шестому году:в 8-9 лет я свободно рассказывал прочитанное, нередко сам придумывал новые рассказы.. и десяти лет даже сочинил повесть "Цымбальда" и драму в двух действиях "Похищенное дитя".

На одиннадцатом году жизни отец определяет сына в 1-ую Петербургскую гимназию сразу во второй класс. Но в этом дорогом аристократическом учебном заведении Виктор пробыл всего один год, так как в связи с самоубийством отца некому было оплачивать дальнейшее обучение мальчика. По распоряжению попечителя М.Н. Мусина-Пушкина он был переведен в дешевую тогда по плате 3-ю гимназию, отличавшуюся очень плохим содержанием и грубым обращением с учениками. Но в старших классах этой гимназии преподавал словесность известный педагог Владимир Яковлевич Стоюнин. "Его светлая личность окончательно решила мое педагогическое и литературное призвание, и во всю мою педагогическую деятельность по настоящее время служит мне идеалом учителя и человека".

Последние годы пребывания Острогорского в гимназии совпали с общественным оживлением в России. Он читает журнал "Современник", увлекается статьями В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова. Под влиянием этих статей на выпускном экзамене он пишет проникнутое вольнолюбием сочинение "Насколько способствовало моему развитию чтение книг". "А эти-то первые познания приобрел я из книг, значит, им я обязан, они обогатили хоть чем-нибудь мой юный ум, а главное, они приучили меня к труду умственному, дав первую пищу моей мысли".

На торжественном акте по случаю окончания гимназии В.Я. Стоюнин поручил Острогорскому прочесть прощальную речь со стихами к товарищам, "вызвавшую аплодисменты публики и порицание начальства за прочтение нескольких, не пропущенных гимназической цензурой фраз".

В 1858 году Виктор Петрович поступает без экзаменов на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где он слушает лекции таких профессоров, как К.Д. Кавелин, Н.И. Костомаров, И.И. Срезневский и др. Особенно большое влияние на Острогорского оказали, по его собственному признанию, профессор А.В. Никитенко, читавший словесность, и известный историк всеобщей литературы профессор А.Н. Пыпин.

Уже на первом курсе Виктор Петрович принимает участие в кружке, руководимом учеником Т.Н. Грановского П.В. Маколинским. Здесь велись беседы на социально-экономические и литературные темы, знакомились с современной журналистикой, критическими статьями, трудами по педагогике.

В январе 1860 года с некоторыми из своих товарищей - кружковцев и преподавателей университета В.П. Острогорский участвовал в организации Василеостровской бесплатной школы для детей, главным образом, бедноты, в которой он преподавал русский язык. Все работали бесплатно. Многое из того, что было проделано в этой маленькой школе, положило основание серьезным педагогическо-литературным трудам и стало в будущем основой школы Острогорского в Валдае. Но это учебное заведение не избежало участи других воскресных и бесплатных школ и в 1866 году Министерством народного просвещения было закрыто.

Еще в студенческие годы И.И. Срезневский решительно определил, что Острогорскому, несмотря на его способности и хорошие знания, ученая карьера ему не по плечу. Так, когда молодой студент представил ему свою кандидатскую диссертацию "Семья как нравственная единица и хозяйство по "Домострою", профессор заметил, что она скорее напоминает журнальную статью, чем ученую степень.

При переходе на IV курс за нежелание подчиниться новому университетскому реакционному режиму В. Острогорский был исключен из университета и только год спустя, в 1862 году, он выдержал выпускной экзамен и закончил университет. "По сему представляются Острогорскому, по гражданской службе, чин 10 класса и право считаться в первом разряде чиновников, а при поступлении в военную службу, право на производство в офицеры:".

Однако ему не удалось сразу получить место учителя в Петербурге. Два года он перебивался случайными заработками, давая частные уроки, работая в пансионате В.В. Швидковской и публикуя свои статьи и рассказы в периодических изданиях. Лишь с 1864 года В.П. Острогорский становится учителем русского языка и словесности в Петербургской первой военной гимназии. С того времени начинается период учительской, а вместе с тем и широкой литературно-педагогической, общественной деятельности, продолжавшейся почти сорок лет - до самой его смерти. "Обучить и непременно вместе с тем и воспитать народную массу- вот первая задача, которую задал себе русское мыслящее общество начала 60-х годов"

Широкое образование, тонкое понимание литературных произведений, мастерство преподавания, над совершенствованием которого постоянно работал В.П. Острогорский,- вот что отличает его как учителя. Бывший его ученик по Ларинской гимназии, в последующие годы профессор всеобщей истории Иван Михайлович Гревс так характеризует значение уроков своего учителя: ":Дать литературную начитанность, развить художественный вкус, сообщить связные знания исторического характера, объединить все это гуманной идеей и любовью к родному и общечеловеческому - вот цели, которые он преследовал и которых искусно достигал: Если искать краткого термина для обозначения духа преподавания Острогорского, можно сказать, что он учил познанию добра в жизни через раскрытие красоты в ее лучших продуктах, произведениях поэзии".

Почти вся его педагогическая деятельность приходится на время реакции.

Даже после того как министр народного просвещения Д.Толстой в 1871 году вводит изменения в устав гимназий, согласно которому 41% гимназического времени занимает изучение греческого языка и латыни, В.П. Острогорский зовет к раскрепощению уроков литературы "от мертвых пиитик и риторик", стремится расширить круг произведений писателей, необходимых для образования юношества.

Педагогическая деятельность Виктора Петровича не ограничивалась только преподаванием, он также часто выступал в качестве лектора на разных курсах, устраиваемых земствами для учителей начальных школ, на лекциях, торжественных мероприятиях, юбилеях, посвященных каким-либо событиям в отечественной литературе, сам неоднократно организовывал курсы в различных городах страны.

В 1901 году в пользу общества сельских учителей Новгородской губернии в помещении городского клуба в Новгороде им была прочитана лекция "Искусство, как общественно-образовательная сила".

О широкой популярности В.П. Острогорского в обшестве, о чувствах, которые испытывают к нему учителя и ученики ,особенно ярко свидетельствуют юбилейные торжества в честь 25-летия педагогической деятельности, отмечавшиеся в 1899 году передовой общественностью России. Его приветствовали писатели, ученые, педагоги и ученики, бывшие и настоящие. "В течение дня со всех концов России было прислано множество писем и телеграмм:Письменно приветствовал В.П. Острогорского и маститый беллетрист И.А. Гончаров. В этот день юбиляру поднесено множество подарков: книг, роскошных бюваров, серебряных вещей".

Параллельно с обширной педагогической деятельностью В.П. Острогорский много сил и времени отдавал деятельности литературной, которой он начал заниматься еще в юношеском возрасте. В первые два года после окончания университета наряду с частными уроками Виктор Петрович сотрудничал в журнале "Ласточка", где помещал без подписи свои стихотворения и компилятивные статьи. В 70-е и 80-е годы он печатал статьи в ряде передовых изданий, таких как журналы "Вестник Европы"(1881-1887гг.), "Русская мысль"(1884. 1891,1897 гг.), "Изящная литература"(1889г.), в газетах "Новости", "Санкт -Петербургские ведомости", "Молва" и многих других изданиях, также редактировал журналы "Детское чтение" и "Педагогический листок" при нем (1877-1884 гг.), "Воспитание и обучение" (1885г.), "Мир Божий" (1892-1902 гг.), у истоков организации которого он стоял. В своих статьях В.П. Острогорский откликается на события общественной жизни, юбилейные даты, связанные с именами многих писателей, публикует разбор выходящих новых произведений, выступает защитником женского образования.

В 1897 году Отсрогорский публикует остро злободневную статью "Учитель, где ты?". "Спросите у гимназиста, окончившего курс гимназии, - пишет он в этой статье, - кого из учителей он может помянуть добром и благодарностью?:Многие ли согрели и оживили его юношескую душу любовью к добру, к истине, красоте, науке, искусству, - словом ко всему тому, что красит жизнь?: Чьи примеры увлечения своим делом, серьезного, строгого отношения к нему и к самому себе может указать он среди своих наставников?". И с горечью продолжает: "О, как тяжел ответ на этот щекотливый вопрос - и слава Богу1 - если когда укажет окончивший курс гимназии, но зато с каким восторгом, с какой благодарностью, на одного, много дух- трех из таких своих наставников".

В 1899 году особенно много В.П. Острогорский пишет об А.С. Пушкине. Очень интересна его статья "Пушкинская копейка", опубликованная в газете "Русские ведомости", где он ратует юбилейные торжества поэта обратить на пользу всенародного просвещения: ":да исходатайствует она (Москва) дабы с 26 мая сего предпоследнего в XIX столетии года, был разрешен по всей империи на вечные времена особый добровольный сбор на начальное образование народа, - сбор под названием "Пушкинская копейка".

Этот сбор, соединенный со священным именем поэта - ратоборца за просвещение, будет вечным нерукотворным памятником Пушкину, - памятником, к которому придут и современники предстоящего торжества, и дети их, и внуки, и потомки, способствуя все больше и больше просвещению не одного только меньшинства, но всей многомиллионной массы русского народа, а следовательно, и способствуя нравственному и материальному благосостоянию отечества".

Виктор Петрович занимался также переводами из Софокла, Ж.-Б. Мольера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, создал целую серию пособий для учителей и учащихся. Наиболее значительные из них переведенная вместе с Н. Максимовым с немецкого книга Л. Эккардта "Руководство к чтению поэтических сочинений" (1875г.), "Выразительное чтение", (1885г.), "Этюды о русских писателях" (1888 г.), "Письма об эстетическом воспитании" (1894г.) и многие другие. Представляет интерес и его автобиографическая книга "Из истории моего учительства: как я сделался учителем"(1851-1864гг.).- СПб, 1895. Многие книги писателя переиздавались неоднократно. По далеко неполному перечню, составленному Д. Сильчевским, В.П. Острогорским было опубликовано свыше 240 различных статей и книг.

Помимо журнальных педагогических статей и книг перу В.П. Острогорского принадлежит множество рассказов и пьес: "Из мира великих преданий", "Из народного быта", "Илья Муромец" и другие.

Но особое место в творчестве В.П. Острогорского занимал театр, страсть к которому у него родилась еще в детстве под влиянием отца, большого театрала и хорошего декламатора. Эта страсть не покидала его всю жизнь. Среди друзей Острогорского было немало артистов, таких как В.Н. Давыдов, А.А. Яблочкина и другие. Он сотрудничал в журнале "Театр", писал рецензии на многочисленные спектакли, преподавал в театральной школе и на драматургических курсах.

Нельзя обойти вниманием и его работу как писателя-драматурга. Еще в десятилетнем возрасте Острогорским была написана драма "Похищенное дитя", в студенческие годы комедия "Липочка", позже - драма "Мгла", которые в течение ряда лет (1863-1868 гг.) шли в театрах Петербурга и Москвы. Успех постановки этих произведений объясняется не только тем, что исполнялись они большими артистами того времени, такими как Н.П. Садовский, Н.А. Никулина, С. П. Акимова и другими, но и актуально поставленными проблемами: воспитание, образование женщины, критика старого быта ит.д. Но в качестве драматического писателя он не оставил по себе выдающегося имени.

Виктор Петрович известен на этом поприще и как переводчик пьес. Так в отделе письменных источников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника сохранилась афиша, в которой дан репертуар бенефиса В.Н. Давыдова, где имя В.П. Острогорского значится в качестве переводчика пьесы Ж.- Б. Мольера "Мещанин во дворянстве". Из письма А.А. Яблочкиной В.П. Острогорскому мы узнаем : "Играл Вл. Ник., уж конечно, прекрасно, но особенного успеха пьеса не имела; я это приписываю тому, что спектакль был слишком длинен, публика утомилась, так что некоторые даже уезжали не дождавшись конца. Со стороны бенефицианта была маленькая ошибка поставить "Мещанина" в самом конце.. Поставлена пьеса была прекрасно, ставил сам бенефициант, декорация зала была чудная:.".

Эту любовь к театру В.П. Острогорский стремился привить и своим ученикам, нередко вместе с ними бывая на том или ином спектакле.

Занимаясь педагогическим и литературным трудом, Виктор Петрович много сил отдает и общественной деятельности. Как член Петербургского комитета грамотности он участвует в составлении "Систематического обзора книг для народного чтения"(1878), где редактирует отдел грамматики и литературы. Но лучше всего о его общественной и педагогической деятельности свидетельствует основанная им в 1896 году в Валдае бесплатная народная школа. В то время там было на пять тысяч жителей лишь две школы Министерства народного просвещения, обучение в которых было платным. Школа же В.П. Острогорского стала бесплатным учебным заведением, для мальчиков и девочек, предназначенным для беднейших детей, которые снабжались бесплатно учебными пособиями, а некоторые и одеждой. Помимо общеобразовательных знаний здесь преподавалось шитье, вязание на машине, переплетное и сапожное дело. При школе был устроен сад и огород и организовано специальное занятие по садоводству и огородничеству. На ведение этих занятий Виктор Петрович исхлопотал из Министерства земледелия субсидию в 300 рублей в год, на которые и получал возможность приглашать специалистов. На школу использовались личные средства основателя, при чем ее содержание обходилось в первые несколько лет по 600-700 рублей в год. Сначала в ней обучалось лишь 25 детей, но с приобретением нового дома из пяти комнат число учащихся удалось значительно увеличить. В школе имелся рояль для уроков пения. В описании школы Острогорский перечисляет учебные пособия: большой глобус, географические карты, картины по русской истории, микроскоп, гербарий, коллекции по минералогии и энтомологии, спиртовые препараты по зоологии до 100 экземпляров, волшебный фонарь и более 150 световых картин для него.

Для поддержания своего детища Виктор Петрович читал разные публичные лекции и, сверх того, в разные сроки вложил в школу более пяти тысяч рублей из собственного учительского и литературного заработка. В организации школы, в ее управлении деятельной помощницей В.П. Острогорского была его супруга Елизавета Яковлевна, на которую и ложилось бремя хозяйственных и практических забот об этом учебном заведении.

24 мая 1900 года, используя часть школьного помещения, В.П. Острогорский открыл бесплатную библиотеку-читальню имени А.С. Пушкина, пожертвовав для нее большое количество книг из своей библиотеки. Из его письма к жене от 18 сентября 1899 года мы узнаем, что живое участие в организации библиотеки приняли издатели Ф.Ф. Павленков, А.Ф. Маркс и М.О. Вульф, Дамич и другие, пожертвовавшие разные издания. Книжный фонд библиотеки за первое полугодие существования составил 673 названия в 812 томах, 6 детских и 9 взрослых журналов. Среди детских журналов "Игрушечка", "Детское чтение", "Родник" и другие. Для взрослых - "Нива", "Образование", "Воспитание и обучение", "Вестник садоводства" и т.п. Среди детей наибольшей популярностью пользовались сказки братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, журнал "Детское чтение". Среди подростков и взрослых - произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого.

Еще при жизни Острогорского в честь 35-летия педагогической деятельности друзья и ученики организовали над школой особое попечительство которое оказывало бы материальную и нравственную поддержку школе. Был составлен проект устава попечительства, правление которого находилось в Петербурге.

В.П. Острогорский скончался в марте 1902 года в Валдае. Был погребен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

До последнего часа его не покидала забота о своем детище - Валдайской школе, о которой он оставил посмертное письмо-завещание к своим учениками собратьям по литературе: "Вам выражавшим ко мне часто свою приязнь при жизни моей, вверяю мою школу в твердой уверенности, что не дадите ей погибнуть после моей смерти".

Накануне годовщины смерти В.П. Острогорского в Новгороде в здании городского училища состоялось заседание организованного по инициативе его учеников Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных классах Новгородской губернии, посвященное памяти покойного. На этом заседании в дар Обществу от жены покойного поступила личная библиотека известного педагога в количестве около трех тысяч томов. Ее предложено было наименовать библиотекой имени В.П. Острогорского и пердать в собственность учителей. Она должна была служить самообразованию учителя и носить подвижной характер. На общем собрании Общества решено было разделить эту библиотеку на 11 частей, по одной библиотечке на уезд.

В 1908 году в ней числилось 424 книги.

Из отчета ревизионной комиссии за 1911 год известно, что в Обществе состояло 424 человека. В школе в том году обучалось 78 учащихся: 61 мальчик и 17 девочек. В "Пушкинской" библиотеке числилось 1369 названий книг в 1756 томах.

Школа и библиотека при ней продолжали действовать до революции. В 1918 году Новгородский губернский отдел народного образования включил школу Острогорского в общую сеть школ Валдайского уезда. В это время в ней обучалось 80 детей.

"Не падайте духом, боритесь, читайте, ищите совершенства, стремитесь к истине, добру и красоте, помните, что вы - оплот и надежда России", - вот завет человека, горевшего любовью к Родине и с которым он обращался к народному учителю.

Сб. Интеллигенция Новгородской земли: проблемы и судьбы; Материалы научной конференции 18 ноября 1997 года. Великий Новгород.с.26-33.








 

© 2001-2005; Новгородский Государственный Университет 
Музей истории НовГУ